Главный Учитель рекламиста (Учитель с большой буквы, то есть своего рода Гуру) - это история. Необходимо железно знать историю коммерции, рекламы и промоушен, поскольку история, как говаривал греческий мудрец Фукидид, есть философия в примерах. Это практическая философия стимуляции спроса. Нужна ли агенту философия вообще? Жизненно необходима, поскольку именно она обладает той степенью обобщения, на которой разум создает едва ли не ех nihile (из ничего) собственную концепцию промоушен - единственную и неповторимую для каждой отдельно взятой акции.
История показывает, что такое PROMO на самом деле.
Понятие промоушн. (promotion) представляет собой английское слово, означающее интенсивное продвижение товаров и услуг на рынке. Генетически эти акции восходят к работе зазывал у торговых лавок на древних базарах Востока и Греции. С течением веков деятельность зазывалы претерпевала существенную трансформацию, породив фактически две самостоятельные формы воздействия на покупателеЙ. Прежде всего это более близкая и понятная форма ЖИВОЙ рекламы, достигшая вершин популярности в первой половине минувшего столетия.
|
|
Вторая форма, которой и является промоymн., резко отличается от предыдущей, причем различия носят принципиальный характер. Живая реклама имеет много общего с деятельностью зазывалы, осовременивая его приемы, адаптируя их к нынешним культуре и менталитету. PROMO есть нечто абсолютно новое. От древней традиции взят лишь дух, в то время как идея (содержание) и уж тем более форма принципиально разнятся.
Между зазывалой и промоутером (лицом, осуществляющим промо-акцию) - пропасть. Рассмотрев деятельность промоутера поверхностно, недолго прийти к ложному заключению, будто т разница незначительна: зазывала стоял у дверей лавки, тогда как промоутер сегодня агитирует. потенциальных покупателей и в других, стратегически. важных местах города. Но это неверно, и агент, который так примитивно подходит к оценке труда своих промоутеров, никогда не добьется успеха в бизнесе. На самом деле хорошему рекламисту важно помнить, что промоушн представляет собой уникальное явление во всемирной истории коммерции.
Глашатай - исторически первый промоутер. Эта должность зародилась в критомикенской Греции около XIV в. до н. э. (Функции глашатаев были весьма разнообразны, однако некото, рые из них специализировались на обслуживании рыночных распродаж. Такие работники снабжались колокольчиком или рогом для привлечения всеобщего внимания. В целях повышения эффективности своей работы глашатаи использовали граффити и другие средства психологического воздействия.
|
|
Античные промоутеры являлись подлинными мастерами убеждения, о чем свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени в письменных источниках рекламные тексты, которые глашатаи выкрикивали на базарах. Например, рекламируя достоинства рабыни, предназначенной для сексуального ублажения господина, промоутер восклицал:.Какое упругое тело Разве не эта девушка вам подходит? Я гарантирую ее невинность. Оставим в стороне циничность такого рода рекламы, характерной для экономики рабовладельческого строя, и обратимся к построению призыва. В этой лапидарной фразе содержится максимум ценной информации: покупателя приглашают восхититься-достоинствами товара; убеждают, что именно такой товар идеально ему подходит; прельщают высоким качеством товара, которое готовы гарантировать.
В Древнем Риме промоутеры освоили новый род деятельности. Они распространяли афиши, изготовленные из папируса, с информацией о предстоящих зрелищах (преимущественно о гладиаторских играх). При этом некоторые промоутеры выступали в роли традиционных глашатаев, которые зачитывали текст афиши перед публикой. Другие же, закупив партию афиш у производителя, сбывали их по большой цене всем желающим. Античные афиши, в отличие от современных бесплатных листовок, раскупались так же активно, как газеты сегодня.
В средние века в связи с временным упадком коммерции значение глашатая несколько упало. Лишь в ХУI в. им удается вновь вернуться в торговлю. Промоутеры той эпохи доносили до горожан последние новости, а попутно объявляли о винах, которые продаются в городе, о торгах с молотка и об утерянных вещах •. Фактически единственным предметом торговли, который широко рекламировался через промоутеров-глашатаев в средневековой Европе, являлось вино, то есть самый ходкий товар. В средневековом Нюрнберге существовал разряд промоутеров, специализирующийся исключительно на рекламе вин, - это так называемые Weinrufen (буквально винные кликуши.).
Иначе обстояли дела на ярмарках, где зарабатывали на хлеб песенники. Эти люди торговали тем, что сочиняли на заказ (часто на ходу) или извлекали из памяти веселые остроумные песенки. Торговец мог нанять песенника, чтобы тот восхвалял его товар или высмеял товар конкурентов. Ремесленники временами устраивали промо-акции в виде демонстрационных шествий, которые очень красочно обставлялись. Так, в средневековом Кенигсберге мясники изготавливали для подобных акций гигантские колбасы. Из сохранившихся описаний известно, что одна такая колбаса достигала 18 м при массе 200 кг - это гигантское произведение кулинарного искусства несли на больших деревянных вилах 91 подмастерье.
На Руси в период феодализма высокая активность промоутеров отмечалась только на ярмарках, зато здесь фантазия наших предков шагала далеко впереди фантазии европейцев. Целью промоутеров было превратить всю ярмарку в один большой, супермаркет за счет организации грандиозного шоу. Зазывалы, скоморохи, вожаки с медведями, музыканты и балаганные деды действовали скоординировано, дружно призывая народ тратить деньги. Наиболее напоминали современных промоутеров бала, желтые деды, которые работали поблизости от балаганов и рекламировали предстоящее представление, прибегая к обману и rиперболам:
Честные господа, Пожалуйте сюдаl Здесь вы увидите вещи невиданные, Услышите речи Неслыханные, Чудо-чудное, Диво- дивное Заморские комедииl Скорее, скорее- почти все места заняты.
Балаганные деды были тонкими знатоками психологии. Помимо традиционных присказок, они располагали большим набором фраз, подбивающих публику расставаться с деньгами. Особенно изобретательными деды оказывались тогда, когда требовалось обмануть посетителей балагана. Например, зазывая на аттракцион.Египетская тьма., деды рекомендовали:.Прежде чем войти, вымойте руки. Это интриговало. Обман же был предельно прост: зрители сидели несколько минут в темноте - точно такой же,.какая была в Египте при фараоне.
|
|
Когда появились панорамы (зрелищные шарманки с подвижной лентой из лубочных картинок), спросом на ярмарках (стала пользоваться профессия рауса. Раус - промоутер, заманивавший народ на ярмарку, обещая интересное представление, при помощи своего хитрого устройства (панорама называлась райком, отсюда и название профессии). Раус, как и деды, создавал позитивный настрой среди толпы. Его речь – раешный стих. - вобрала в себя все лучшие достижения ярмарочного фольклора и надолго определила рекламные приемы зазывал и торговцев.
Начало нового времени в Западной Европе принято называть.галантным веком., однако в действительности XVIII в. правильнее будет называть столетием мошенников. Если в средние века мелкие жулики, обещавшие изготовить золото из навоза, действовали скрытно, то в XVIII в. Калиостро, Казанова и прочие проходимцы громко заявляли о себе, оповещая подчас королевские дворы всей Европы. Эти ловкие бизнесмены активно использовали новейшие достижения рекламных технологий, доводя последние до высшего совершенства. Благодаря жуликам индустриальная революция на рубеже столетий получила и золото, и отточенный аппарат сбыта продукции.
В частности, в XVIII В. сформировались рекламные центры - газетные редакции и кофейни. Английские кафетерии превратились в своеобразные ульи для промоутеров, которые распространяли среди публики листовки - hand-bills (летучие листки). Посредством таких листовок некий доктор Грэхэм с 1788 по 1791 гг. морочил головы англичанам, рекламируя свою небесную кроваты. Грэхэм обращался к бездетным парам, желающим завести детей, и приглашал их в свой замок здоровья., где за 100 фунтов (большую даже по нынешним меркам сумму) чета могла провести ночь в чудодейственной кровати, облегчающей зачатие. Акция, опиравшаяся также на кампанию в периодических изданиях, имела ошеломительный успех. Ближе к концу столетия летучие листки в некоторых странах (особенно во Франции) стали распространяться в кабаках и прямо на улицах.
|
|
В начале XIX в. улицы западных городов были переполнены. рекламными процессиями. Начиналась эпоха промоутеров. Сам промоутер выполнял фактически функцию извозчика, который правил кобылой, везшей крупную рекламную конструкцию, нередко напоминавшую современную афишную тумбу. Наличие подсветки на тумбе позволяло возить эти исполинские монстры даже по ночам. Пик активности конных промоутеров приходится на вторую половину 1820-х гг.
Поскольку столь громоздкая реклама затрудняла движение гужевого транспорта и обычных пешеходов, то бизнесмены вскоре (с начала 1850-х гг.) переключились на более компактную форму промо-акций. Почти на сто лет PROMO осуществлял.кусок человечины между двумя ломтями рекламного теста. – называл Диккенс человека-сэндвича. Труд такого прооутера оплачивался из расчета 1 шиллинг за день (изредка до- же - 1 шиллинг и 6 пенсов).
Американцы, громко заявив о себе в рекламном деле в конце Х в., тоже ничего не сделали для дальнейшего развития промо-акций в этот мертвый сезон •. Известны отдельные оригиальные акции, но они редки и чересчур сложны для копирования. Так, некий антрепренер, чтобы разрекламировать среднюю бродвейскую пьесу, заплатил мальчишкам, чтобы те отловили 12000 кошек, надели на них ошейники с программками, а после отпустили. Две тысячи животных стали промоутерами поневоле.
Весь железный век. отмечен высокой активностью газетчиков - распространителей газет, каждая из которых в то время содержала рекламу. Последнее десятилетие XIX в. отмечено повышением интереса к ярмаркам, которые теперь стали организовываться как промышленные выставки. С этого момента начинает неуклонно возрастать роль промоутеров особого типа составляющих персонал стенда (стендистов).
Персонал стенда чаще всего образуют высококвалифицированные специалисты, которые не только демонстрируют товар, но и живо общаются с посетителями, отвечая на вопросы, распространяя буклеты, управляя видео- и светотехникой. Тем не менее иногда от промоутеров требовалось просто активное присутствие. Рекламисты автомобильных магнатов создали особый тип выставок - салоны (идея изначально позаимствована у французов). В таких салонах к автомобилям привлекали внимание красивые девушки, которые своими действиями подчеркивали безупречность дизайна машины: садились за руль, эффектно покидали салон, включали фары и дворники, открывали капот и багажник, позировали перед камерами на фоне авто. Эта славная традиция сохраняется и по сей день.