В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Однако, говоря об адаптации как процессе, нужно помнить о двух его сторонах.
С одной стороны, человек — это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе — значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Естественно, что такое, приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником — послушным, старательным, неконфликтным.
С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается.что адаптировать ребенка— это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.
Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника. Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
• как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.;
• начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
• дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
• обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
• использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
• оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
• приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм. Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно,
чтобы администрация учебного заведения обеспечила выполнение следующих условий;
1. Фиксированный объем домашних заданий.
2. Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно.
3. Обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня.
4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие смене деятельности детей.
Эти и другие подобные меры, при полноценном (двух- или трехразовом) питании, будут способствовать хорошей адаптации детей к условиям школьного обучения.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
• адекватность поведения;
• вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
• проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
• терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
• способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций. Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и
изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки — это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.