Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной администрацией учебного заведения и классным руководителем психолого-педагогической работе, в которой задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса, Работа сотрудников учебного заведения по адаптации первоклассников к школе должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения, разрабатывают диагностические и коррекционные мероприятия.
Целью программы по адаптации-первоклассников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Задачи:
• проведение диагностики учащихся и их семей с целью определения готовности будущих первоклассников к школьному обучению (проводят школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся (классный руководитель, школьный психолог);
• оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным диагностики (школьный психолог и классный руководитель, при ведущей роли школьного психолога);
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (классный руководитель, школьный психолог);
• проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению педагогов (школьный психолог);
• координирование действий всех специалистов, работающих в школе, для решения задач адаптации первоклассников (администрация, завуч начальной школы, классный руководитель).
Предшкольный период (от записи в школу до 1 сентября)
| Субъект деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия | |
| Классный руководитель | • Знакомство с будущими учащимися и их родителями • Проведение педагогической диагностики готовности детей к школе, прогноз школьных трудностей • Проведение психолого-педагогического анкетирования родителей • Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей • Первичное составление индивидуальных характеристик учащихся и их семей | • Диагностика будущих учащихся • Анкетирование родителей • Консультации для родителей | |
| Школьный | • Проведение диагностики | • Диагностика | |
| психолог | психологической готовности детей | будущих учащихся | |
| к школе, особенностей личностного | •Анкетирование | ||
| развития; прогноз школьных трудностей | родителей | ||
| • Изучение медицинских документов | • Консультации | ||
| • Проведение консультаций | для родителей | ||
| по результатам диагностики, | |||
| рекомендации родителям но обращению | |||
| к логопеду, неврологу, психиатру | |||
| • Составление протоколов | |||
| диагностики детей | |||
| • Ведение журнала' консультаций | |||
| для родителей дошкольников | |||
| Совместная | • Обсуждение результатов первичного знакомства | • Мини-педсовет | |
| деятельность • | и психолого-педагогической диагностики детей | с участием педаго- | |
| классного | • Выявление детей группы риска | гов, школьного | |
| руководителя, | по адаптации к учебной деятельности | психолога, | |
| школьного | • Разработка плана работы | школьного, врача | |
| психолога | по адаптации первоклассников на 1 четверть | • Родительское | |
| собрание «Как | |||
| подготовить ребенка | |||
| к школьному | |||
| обучению» | |||






