Диагностика учащихся

Диагностика готовности к школе

Основной смысл определения психологической готовности к школьному обучению заключается в профилактике школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников.

Диагностику психологической готовности к школьному обучению проводит школьный психолог. Сейчас существует немало диагностических программ, содержащих конкретные методики, которыми профессионально владеет школьный психолог.

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждает общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, интеллектуальной, речевой сферах и произвольности.

Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Развитие произвольного поведения не рассматривается как самостоятельная составляющая готовности к школе, поскольку учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.

Уровень интеллекта должен быть таким, чтобы ребенок мог осуществлять обобщение.

Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы.

Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.

Одним из наиболее продуктивных современных подходов к определению психологической готовности к школе является подход Н.И. Гуткиной1 (Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический проект, 2000.). В диагностической программе используется следующий комплекс методик2. Для специалистов «Диагностическая программа по психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной издается в виде пакета, содержащего методичку и стимульный материал.

Мотивационная сфера

1) Методика определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

2) Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: