Фирма планирует реализацию своей продукции на рынках, учитывая возможные варианты покупательского спроса Пj, j=1…4 (низкий, средний, высокий, очень высокий). На предприятии разработано три стратегии сбыта товаров А1, А2, А3.Объем товарооборота (у.ден.ед), зависящий от стратегий и покупательского спроса, представлен в таблице 3
Таблица 3
Аj | Пj | |||
П1 | П2 | П3 | П4 | |
А1 | 31,5 | |||
А2 | 16,5 | |||
А3 | 18,5 |
Известны возможные состояния покупательского спроса, которые соответственно составляют q1=0,3, q2=0,2, q3=0,4, q4=0,1. Необходимо найти стратегию сбыта, максимизирующую средний товарооборот фирмы. При этом использовать критерии Вальда, Гурвица, Сэвиджа и Байеса.
Решение.
В качестве оптимальной по критерию Бейеса, принимается чистая стратегия , при которой максимизируется средняя прибыль , т.е. обеспечивается .
Сумма | |||||
12,9 | 3,15 | 26,05 | |||
11,4 | 6,6 | 2,5 | 35,5 | ||
5,55 | 4,7 | 33,25 | |||
Макс= | 35,5 |
Следовательно, по критерию Байеса выбираем стратегию А2.
|
|
Воспользуемся критерием Лапласа:
Сумма | |||||
10,75 | 2,5 | 7,875 | 26,125 | ||
12,5 | 14,25 | 4,125 | 6,25 | 37,125 | |
4,625 | 8,75 | 11,75 | 35,125 | ||
Макс= | 37,125 |
Следовательно, по критерию Лапласа выбираем стратегию 2.
Пусть о вероятности ничего определенного сказать нельзя.
Максиминный критерий Вальда. ; .
Мин | |||||
31,5 | |||||
16,5 | 16,5 | ||||
18,5 | 18,5 | ||||
Макс= | 18,5 |
Следовательно, по критерию Вальда выбираем стратегию 3.
Критерий Сэвиджа. . Построим матрицу рисков: , , – максимально возможный выигрыш статистика при состоянии (максимальный элемент -го столбца платежной матрицы) .
Макс | ||||
15,5 | ||||
23,5 | 23,5 | |||
31,5 | 31,5 | |||
Мин= | 23,5 |
Следовательно, по критерию Сэвиджа выбираем стратегию .
Критерий Гурвица.
; , по условию не указан.
Возьмем .
Aj | Пi | ||||||||
П1 | П2 | П3 | П4 | ||||||
31,5 | 25,8 | 29,8 | |||||||
16,5 | 16,5 | 6,6 | 34,2 | 40,8 | |||||
18,5 | 18,5 | 7,4 | 28,2 | 35,6 |
S= 40,8.
Следовательно, согласно критерию Гурвица, выбираем стратегию А1 или А2.
Вывод: Наиболее целесообразно воспользоваться второй стратегией сбыта.