С точки зрения менеджмента взаимодействие организации с внешней средой представляет собой процесс, эффективность протекания которого во многом зависит от реализации функций управления, гибкости и адаптивности организационной структуры и других факторов. Что это значит практически?
Взаимодействие организации с внешней средой определяется стратегией развития организации. Все целевые установки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и корректироваться исходя из корректировки стратегии, а не наоборот, как это часто бывает.
В условиях нестабильной и сложной внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.
Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном подразделении организации, а «разбросаны» по многим ячейкам и уровням. Следовательно, необходима их горизонтальная и вертикальная координация. Наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы кроме всего прочего взять на себя координацию взаимодействия с внешней средой.
В обеспечении процесса взаимодействия очень важную роль играет контроль. Необходимо из всей совокупности возможных параметров взаимодействия отобрать те, на которые организация может существенно влиять (прямым или косвенным образом), и обеспечить персональную ответственность сотрудников организации за их реализацию.
Необходимо разработать соответствующий целям и задачам взаимодействия механизм стимулирования и мотивации сотрудников организации (см. также модуль «Управление человеческими ресурсами»);
Должна осуществляться периодическая диагностика структуры управления. Все вопросы взаимодействия необходимо прорабатывать с участием специальных -менеджеров по рискам, которые должны оценивать возможные риски и предлагать мероприятия по их снижению.
Задание 12
Взяв за основу вышеизложенное, проанализируйте, насколько эффективно у вас организован процесс взаимодействия, насколько эффективно работают менеджеры. Выделите основные причины неэффективного управленческого взаимодействия (недостаточная квалификация менеджеров, проблемы лидерства, стиль руководства, недостатки в функциональном разделении труда, устаревшая организационная структура и т.п.). Предложите меры по улучшению взаимодействия.