Привычка свыше нам дана

В истории педагогики можно найти, конечно, совершенно иные представления о психологической сути воспитания. Знаменитый Ж.-Ж. Руссо считал, что «воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка». Определенная «психологическая правда» за этим стоит. В американской социальной психологии давно установлен тот факт, что не только наши установки определяют наше поведение, но и наоборот. То есть, если человек вынужден вести себя определенным образом достаточно длительное время, это формирует у него установку вести себя так и без принуждения. Есть данные и о том, что таким образом может поменяться само эмоциональное отношение к совершаемому действию: если изначально оно казалось неприятным, неприемлемым, то в конце концов может наступить даже эмоциональное принятие навязанной модели поведения. В общем, «это даже хорошо, что сейчас нам плохо». То, что американцы смогли извлечь из лабораторных экспериментов, мы в нашей стране прожили в массово-принудительном порядке и в естественных условиях. Если воспитание для нас — устойчивое следование воспитанника определенной модели поведения, можно ограничиться и поведенческим подходом: принуждать ребенка и ждать образования у него привычек. И пока они не выработаются, ни в коем случае не убирать принуждение. Одно-два послабления, и привычка может не возникнуть вообще. Но даже при последовательном давлении ждать, судя по всему, нужно долго. Тот же Руссо от нас этого не скрывает: «Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: