Музыкальное воспитание направлено на развитие физических, сенсорных, интеллектуальных, музыкальных способностей детей.
Содержание раздела направлено на развитие интереса к музыке, формирование у детей способности эмоционально воспринимать музыку различного характера; развитие слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); формирование умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хоровых играх, игре на детских музыкальных инструментах), проявлять инициативу и творчество.
На занятиях работа по музыкальному воспитанию осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры; игры на детских музыкальных инструментах.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается своеобразие формирования музыкальных способностей: многие из них плохо запоминают тексты песен, не поют, а проговаривают его, невнятно произносят слова; недостаточно точно согласовывают движения с музыкой, пением, словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка; испытывают сложности при распознавании характера музыкального произведения и др. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.
На занятиях широко используются упражнения, способствующие развитию основных движений, мелких мышц руки; активизации внимания; воспитанию чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве. Особое внимание уделяется танцевальным движениям, хороводным играм в сочетании со словом, пением.
Коррекционную направленность имеют музыкально-дидактические игры; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте; распевки, в процессе которых автоматизируются звуки, изучаемые на логопедических занятиях; игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).
Элементы музыкально-ритмических занятий могут использовать учитель-дефектолог и воспитатель группы в процессе подгрупповой и индивидуальный коррекционной работы с детьми. Это могут быть музыкальное сопровождение режимных моментов, продуктивной деятельности, музыкальные минутки, викторины, конкурсы.
Для решения поставленных задач музыкальный руководитель использует произведения, указанные в программе, и другие - по собственному выбору с учетом возможностей детей, их подготовленности к восприятию материала.
[1] Учитель-дефектолог может брать детей на индивидуальные занятия с любых занятий (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию).
[2] Занятия по физическому воспитанию проводит воспитатель или инструктор по физическому воспитанию.