В.С. Варлаков

К сожалению, многие владельцы собак не задумываются о сущности процесса обучения и по незнанию путают его с воспитанием и дрессировкой. Смешение этих понятий приводит к проблемам, создавая дополнительные трудности в работе с животным.

Например, несвоевременное предъявление к собаке завышенных требований на этапе обучения вызовет у животного состояние эмоционального стресса. В результате собака начнет избегать процесса обучения и контактов с дрессировщиком или же станет агрессивной. Запоздалое подчинение собаки и повышение требований к чистоте выполнения давно уже освоенных навыков также могут сопровождаться ее подавленным состоянием или агрессией. Особенно важно разграничить эти понятия при работе со щенком и молодой собакой - ведь у воспитания и дрессировки разные цели.

При обучении собака, чтобы достичь желаемого (например, лакомства), совершает определенную, требуемую дрессировщиком, работу. Однако необходимо понимать, что по приказу учителя она будет выполнять то, чему ее научили, лишь тогда, когда их интересы будут совпадать.

Для того чтобы собака выполняла команды дрессировщика безотказно, необходимо следующий этап - дрессировка - процесс установления желательного типа отношений между дрессировщиком и собакой, а также отработка навыков в соответствии с установленным нормативом.

Всякая отдрессированная собака обязательно так или иначе обучена, но далеко не всякая собака отдрессированна. Разница между ними заключается в том, что последняя выполняет команды дрессировщика по своему желанию.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим.

На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой. Однако он никогда не будет предъявлять к собаке новых требований, пока та не поймет смысла ранее поставленной перед ней задачи. Активно используя различные приемы, дрессировщик незаметно для собаки подчинит ее своей воле, добьется безотказного выполнения освоенных ею навыков и сформирует желательные для него и окружающих нормы поведения. Методы обучения служат дрессировщику своеобразным инструментом, которым он пользуется для решения задач в процессе целенаправленного воспитания и дрессировки.

До недавнего времени в специальной литературе рассматривался лишь один вид обучения - "условно-рефлекторный" и почему-то признавался как единственно возможный. а самом деле их несколько.

Привыкание - один из наиболее простых видов обучения. Он характеризуется не появлением новой реакции (нового поведения), а утратой ранее имевшихся.

Условно-рефлекторное обучение характеризуется появлением у собаки простых поведенческих реакций, сходных с врожденными, и определенных эмоциональных состояний в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов (условных раздражителей), а также факторов времени. Следует отметить, что при условно-рефлекторном обучении собака пассивна и получает знания неосознанно. Важной чертой условного рефлекса является ассоциация собакой условного сигнала (команды), с применяемым воздействием (например, боль, пища, ласка).

Помните, что независимо от того, какие способы обучения вы применяете, эффект условно-рефлекторного обучения будет им сопутствовать и формировать те или иные эмоциональные состояния собаки, которые самым непосредственным образом влияют на успех работы в целом.

Инструментальное обучение лишено условного раздражителя, если не рассматривать в качестве такового окружающую обстановку. Кроме того, собака является активным участников процесса обучения и оказывает те или иные воздействия на окружающую среду.

При оперантном обучении собака действует достаточно активно. Она запоминает и отбирает любые полезные для себя действия (операнты), хотя в начале обучения первые действия животного, как правило, случайны.

Ассоциативное обучение основано на способности собаки обучаться, улавливая связи между событиями и свойствами предметов, то есть устанавливать ассоциации. Классическим примером может служить процедура обучения собаки выборке вещей по образу запаха и работа собаки по следу человека. а принципе ассоциативного обучения построены многие приемы переноса навыков, подчас совсем не похожие на исходные.

Инсайт (с англ. insight - постижение, озарение) - вид обучения, при котором решение задачи собакой происходит внезапно, на уровне озарения, как плод предварительных "размышлений".

Латентное (скрытое) обучение собаки наблюдается того, когда без видимого положительного или отрицательного подкрепления она приобретает полезные знания об окружающем ее мире.

Аффективное обучение - обучение в состоянии сильного эмоционального потрясения, сопровождающегося обычно чувством страха у собаки и невозможностью контролировать собственное поведение. Животное обучается мгновенно, запоминая, как бы "запечетлевая" ситуацию в целом (или же вычленяя значимый элемент ситуации) и то поведение, с помощью которого ей удалось ее избежать. Последствия аффективного обучения проявляются, лишь когда собака вновь сталкивается с отдельными элементами (или ситуацией в целом), породившими сам аффект. Важно понимать, что проявление этого поведения (например, агрессии или паники) происходит без участия сознания собаки. Вот почему исправлять последствия аффективного обучения очень сложно.

Подражание - это обучения (обычно неосознаваемое), характерное прежде всего для молодых особей, когда, наблюдая за поведением других, собака перенимает и навыки и привычки.

Наиболее часто этот вид обучения используется дрессировщиками при подготовке собак для караульной и пастушьей служб.

Описанные виды обучения отражают лишь внешнюю сторону процесса усвоение знаний. Как показывают эксперименты, внешне одинаковое поведение может быть сформировано на разных уровнях восприятия и обработки информации.

Обучение собаки при соблюдении определенных правил способствует ее лучшему развитию и адаптации к среде обитания. В зависимости от вида обучения происходят более или менее длительные и устойчивые изменения в индивидуальном поведении собаки.

"ЗАПИСКИ ДРЕССИРОВЩИКА" В.С. Варлаков

Статья опубликована в журнале "ДРУГ" в № 4, 5, 6 в 1995 году.

Увлечение бойцовыми, охранными, злобными собаками в последние годы привело к возникновению проблемы содержания собак в городских условиях, правильного их воспитания и дрессировки, взаимоотношений человека и собаки. Редакция журнала начинает публикацию серии статей по данному вопросу известного в России дрессировщика, Президента школы дрессировки, Валерия Варлакова.

Утверждение «Собака – друг человека» ни у кого не вызывает сомнений, однако по опыту знаю, что порой это бывает совсем не так. Подчас собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести проблемы. А надежда воспитать из щенка верного преданного друга не оправдывается.

Проблема воспитания – одна из первейших, о которой должен задуматься начинающий собаковод. В основе ее возникновения лежит, на мой взгляд, несколько причин.

Многие владельцы собак не задумываются о сущности воспитания щенка и, по не знанию, путают его с обучением и дрессировкой, в связи с чем начало целенаправленного воспитания они соотносят с определенным возрастом собаки. Такой подход глубоко ошибочен.

Другие любители считают, что стоит завести породистого щенка, и он при должном кормлении и содержании, но без особых усилий с их стороны, как по мановению волшебной палочки, из маленького карапуза сам вырастет в верного надежного друга.

Должен их огорчить: вырастет-то он вырастет, но может превратиться в злобное или трусливое, с трудом управляемое существо, которое по большому счету и собакой-то назвать нельзя.

В семье, где игнорируют воспитание щенка с момента его появления в доме, ласковый, симпатичный малыш вполне может превратиться в упрямого, злобного зверя, кусающего без разбора своих и чужих… Породистая немецкая овчарка из веселого щенка станет жалким, трусливым созданием, которое боится всего на свете, даже шелеста листвы и раскатов грома.

Маленький щенок южнорусской овчарки часто рычал и показывал зубы, когда грыз косточку. Владельцы умилялись. Со временем при кормлении рядом с псом стало опасно находиться.

Для того чтобы щенок стал полноценной, хорошо понимающей своего хозяина собакой, нужно потратить много времени и сил, а часто и прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов.

Еще одна причина возникновения проблем состоит в характере видения, восприятия хозяином собаки. Тип восприятия влияет прежде всего на его отношение к своему питомцу, и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки.

Можно выделить несколько условных типов восприятия собаки: «автомат», «ребенок», «мебель», «игрушка», «мальчик для битья», «дополнитель собственного Я», «просто собака», «развивающаяся собака».

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

«АВТОМАТ» В книгах, изданных в России и за рубежом, очень часто собака рассматривается как некий сложноорганизованный автомат-компьютер, а ее поведение, по мнению авторов этих руководств, базируется либо на условных рефлексах, либо на принципах, подобных условно-рефлекторному. При этом полностью отрицается способность собаки к прогнозированию и логическому анализу причинно-следственных связей событий окружающего мира.

«Какая разница, - воскликните вы, - думает собака или нет, главное то, что мы ее любим!»

Однако, как показывает практика, - это важно, и чтобы понять насколько, давайте обратимся к проблеме «маугли».

«МУГЛИ»

Дети, воспитанные в сообществах диких зверей, как правило, были физически вполне здоровы, но они не умели говорить и передвигались на четырех конечностях. Поведение таких детей, найденных после достижения определенного возраста, практически не поддавалось коррекции, они так и не смогли стать полноценными людьми.

Из щенка, как и из ребенка, тоже можно воспитать своеобразного «маугли». Достигается это довольно просто: следуйте советам, которые дают большинство авторов выпускаемых у нас и за рубежом руководств по воспитанию и дрессировке. В них приводится ряд нормативных команд и поощряющих слов. Ими и только ими должен пользоваться дрессировщик при формировании и отработке у собаки навыков общего послушания и специальных служб.

Авторы рекомендуют и общаться со щенком только посредством нормативных команд, мотивируя это тем, что собака, в отличие от человека, не может понимать смысла слова, а поэтому будет путаться, ошибаться и обучаться с трудом.

То есть, в соответствии с этими рекомендациями все общение между владельцем и его питомцем должно сводиться к двум десяткам слов. И начинающие собаководы подчас слепо следуют таким советам и в результате, сами того не ведая, создают собачьего «маугли». Оно может быть прекрасным служакой, но не интересен в плане общения, так как не очень развит, а подчас, плохо понимая поведение человека, просто опасен для окружающих.

В собачьих питомниках время общения дрессировщика с собакой ограничено совместной работой, поэтому именно там живет много «собак-маугли». Вглядитесь в глаза собак, воспитанных в этих условия, и вы убедитесь в моей правоте.

«РЕБЕНОК»

В представлении многих собака – такой же человек, как и они сами, но только не умеющий говорить, и отношение к ней соответствующее: как к ребенку. Собаки, воспитанные таким образом, имеют хороший психоэмоциональный контакт со своими владельцами, «интеллектуально» развиты, обладают способностью к длительной концентрации внимания, интересны в общении, однако избалованы и капризны. У собаки вследствие такого подхода не будут сформированы четкие понятия о субординации, появляются перекосы во взаимоотношениях с членами семьи, которые зачастую приводят к серьезным, трудноразрешимым проблемам, например неспровоцировнным актам агрессии.

«МЕБЕЛЬ»

Этот тип отношений к своей собаке характерен для людей, заводящих собаку не из любви к ней, а с какой-нибудь прагматичной целью, например вложения денег или охрана.

Такие владельцы, как правило, не считают нужным воспитывать своего щенка, однако если он представитель крупной или «проблемной» породы, им все равно приходится этим заниматься. Правда, здесь приходиться говорить о дрессировке, а не о воспитании. Занятия вынужденные, безразличные хорошего результата не дают. В таких случаях получаются «маугли».

«ИГРУШКА»

Этот тип отношения владельцев к своему питомцу напоминает вариант «собаки-мебели», отличающийся лишь целью приобретения. Часто это подарок ребенку или женщине, чтобы не скучали, чтобы было с кем поиграть, развлечься. Обычно в роли игрушки выступают собаки декоративных пород, но иногда дарят и щенков крупных пород, ведь все щенки – такие сипматяги: мягкая, живая игрушка.

Незавидна участь этих собак, ведь когда игрушка надоедает, ее выбрасывают или кому-нибудь отдают. Такие собаки часто на всю жизнь остаются проблемными или их усыпляют.

«МАЛЬЧИК ДЛЯ БИТЬЯ»

Это щенки, а потом и взрослые собаки, которых их владельцы дрессируют неоправданно жесткими, а подчас жестокими методами, подавляя их индивидуальность. Забитые, «задавленные» существа служат своим хозяевам для самоутверждения. Показывая окружающим «чудеса дрессировки», эти люди тем самым компенсируют неудовлетворенную потребность властвовать, которую они не могут удовлетворить иначе, например по месту основной службы.

«ДОПОЛНИТЕЛЬ СОБСТВЕННОГО Я»

Чтобы повысить значимость собственного Я, люди подчас заводят собаку очень крупной породы. Часто они становятся «охотниками» и «травят» своих собак на бегунов, кошек, других собак и прохожих. Таких «любителей» собак многие из нас встречали во время прогулок.

«ПРОСТО СОБАКА»

Большинством людей собака воспринимается как отличное от человека, высокоорганизованное существо, имеющее весьма ограниченную способность к логическому осмыслению окружающего мира.

Действительно, собака, созданная человеком, живущая среди нас на протяжении многих веков, по-прежнему остается собакой. Она живет в человеческом обществе по своим собачьим законам, которые генетически обусловлены экологическими и этологическими особенностями поведения ее предков, а также селекционной работой ее создателя – человека. Тот, кто имел дело с нормальной, хорошо развитой, правильно социализированной, здоровой собакой, воспитанной не в условиях питомника, а в нормальной семье, знает, насколько богато и интересно ее поведение.

Однако несмотря на правильные в целом представления, эта точка зрения имеет один существенный недостаток. Ее приверженцы воспринимают каждого, вполне конкретного пса, как некоего представителя собачьего племени, имеющего свои породные и индивидуальные особенности, характеризующие его служебные и интеллектуальные способности, которые в процессе воспитания и дрессировки изменяются незначительно.

Другими словами, они считают, что воспитание и дрессировка практически не меняет уровень развития собаки, сохраняя определенную статичность. На мой взгляд, это не так.

«РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СОБАКА»

Смею утверждать, что в основе отношения в собаке должно быть восприятие ее как сложного, высоорганизованного, постоянно развивающегося существа, имеющего свои собачьи интересы и свой собачий интеллект.

Многие, увидев слово «интеллект», попытаются обвинить нас в «очеловечивании», однако это излишне, так как мы отчетливо представляем себе место собаки в иерархии интеллектуалов и совсем не уподобляем ее человеку.

Наше отношение к собаке отличается от выше рассматриваемых тем, что мы воспринимаем ее не как нечто заданное, мало изменяющееся, а как существо, способное к постоянному развитию и саморазвитию. Пробуждая творческую активность собаки, можно очень много достичь на пути ее совершенствования. Наши питомцы не только великолепно осваивают сложные навыки и язык общения с членами семьи, не только по мельчайшим признакам предугадывают будущие события, но и самостоятельно, без предварительного обучения, предлагают удивляющие своей «разумностью» решения возникших проблем. Однако следует отметить, что, развивая собаку, мы тем самым расширяем ее представления о мире, в том числе и о нас с вами, поэтому такой собакой сложнее управлять.

Необходимо понимать, что независимо от того, как вы относитесь в собаке, характер взаимоотношений с ней зависит и от ваших знаний и умения. Ни у кого не вызывает сомнений, что невозможно управлять автомобилем, не постигнув азы вождения. Собака же на много сложнее самой современной машины, однако считается, что ею может управлять каждый. Автомобиль можно поставить в гараж и забыть о нем на время, собака же требует к себе постоянного внимания и постоянного контроля. При их отсутствии она начинает принимать самостоятельные решения, последствия которых трудно предугадать даже ее владельцам.

Собаки, испорченные неправильным воспитанием, трудно поддаются дрессировке, коррекция их поведения отнимает очень много времени и подчас возможно лишь при использовании специальной техники, например радиофицированного электроошейника. Однако следует отметить, что методики, способствующие саморазвитию собаки, по сравнению с традиционными позволяют осуществлять коррекцию поведения более эффективно.

Таким образом, воспитание щенка, а в последующем и его дрессировку следует рассматривать как непрерывный процесс взаимовлияния владельца и собаки, который начинается с момента появления животного в доме. Необходимо также помнить, что результат дрессировки зависит от характера восприятия человеком собственной собаки.

В настоящее время в теории и практике дрессировки существуют прямо противоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают, что дрессировка должна быть «мягкой», другие – «жесткой». Одни – сторонники «убеждения», другие – «принуждения». Кто из них прав? Попробуйте разобраться.

В нашей стране инструкторы подчас рекомендуют в случае неповиновения или какой-либо другой провинности собаки, а то просто для четкости воспроизведения отработанных навыков избивать ее. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому, понимание «гуманности» здесь исчерпывается лозунгом «Цель оправдывает средства». Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны, особенно когда владельцами являются дети и подростки. По это причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать «школами жестокости».

С другой точки зрения (получившей широкое распространение в нашей стране и за рубежом), собаку нужно дрессировать с помощью ласки и уговоров, без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в буквальном переводе слова «гуманное»: «человечное», «человеческое». И смысл этого перевода перенесен почти автоматически на отношения между людьми и животными.

Специалистам, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существуют представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемые для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманности отношений к собаке необходимо внести некоторые коррективы. Настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиции человека, но и с позиции собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить отношения с собакой. То, что с позиции человека кажется гуманным и соответственно не жестоким, с точки зрения собаки может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псов своя мораль и своя этика – собачья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: