Критерии и показатели компонентов толерантности

КОМПОНЕНТ КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ
Мотивационно-ценностный - усвоение ценностной ориентации; - распространение ценностной ориентации на деятельность; - принятие - степень принятия толерантности как ценности
Когнитивный -знание о способах реагирования; - понимание - представление о проявлениях толерантности в поведении; - представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта; - знания о способах проявления сочувствия, поддержки; - знания о способах вступления в контакт и отказа от него; - умение просить и принимать помощь
Эмоционально-волевой - оценка; - восприятие - проявление терпимого отношения к другим, самообладания, выдержки, восприятие и оценка действий своих других людей с точки зрения толерантности; уровень тревожности
Поведенческий - применение; - реагирование - проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию

Рассматривая уровни существования толерантности, можно выделить следующие: цивилизационный, международный (межгосударственный), этнический, социальный, индивидуальный.

Толерантность цивилизационная (или социокультурная) предусматривает ненасилие в контактах различных культурных миров (цивилизаций). Поэтому социокультурное (цивилизационное) измерение толерантности, как самый общий уровень ее существования, является условием творческого развития «культуры мира» (термин ЮНЕСКО) в современности.

Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств независимо от их размеров, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения.

Этническая толерантность является основным средством достижения гармонии национальных отношений в мультинациональных обществах, так как базируется на признании того факта, что за различиями кроется существенное сходство.

Социальная толерантность, которую можно определить как ненасильственное, уважительное отношение к различным социальным группам, является условием гармонизации отношений в обществе.

На индивидуальном уровне толерантность является нормой поведения ответственной личности. Толерантность по отношению к людям, которые отличаются от нас своими взглядами и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многогранна и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Именно этот уровень существования толерантного сознания выступает фундаментом любой терпимости в обществе.

Индивидуальную толерантность можно также подразделить на:

[http://azps.ru/list/114.html]

1) уровень ситуативной коммуникативной толерантности - фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях "терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает". О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: "мне очень импонирует этот деловой партнер", "с этим человеком легко общаться". О среднем уровне говорят высказывания типа: "не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает";

2) уровень типологической коммуникативной толерантности - выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии.

Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: "меня раздражает такой тип людей", "лучше не иметь дела с клиентами - пенсионерами". Средний уровень проступает в оборотах речи: "такие работники вызывают противоречивые чувства", "если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера". О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: "обычно представители этой нации - хорошие люди", "обожаю такой тип мужчин" [[http://azps.ru/list/114.html]

3) уровень профессиональной толерантности - проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке. Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными - капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие "хороший" или "плохой" пассажир, у официантов, парикмахеров, водителей такси - "хороший" или "плохой" клиент;

4) уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы - ситуативную, типологическую, профессиональную.[ http://azps.ru/list/114.html]

Также нужно обозначить уровни выделенные О А Спицыной:

Высокий уровень: учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, сформированы фактические представления о ценностях толерантности; устойчивое проявление терпимого отношения к другим, низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии; самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; младший подросток демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень: знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки, зависит от внешних условий; признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

Низкий уровень (интолерантность): обладает низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других.

Теперь опишем источники толерантности [http://sociosphera.com/]

С биологической точки зрения терпимое поведение в большей или меньшей степени запрограммировано в развитии любого стайного животного. Терпимое поведение обеспечивает биосоциальное развитие индивида, являясь элементом выживания и конкурентоспособности биологического вида.

В социуме мы можем наблюдать возникновение толерантного поведения вследствие 3 факторов как минимум. Во-первых, страха разного генеза (страха неприятных последствий, наказания со стороны другого человека, администрации-начальства, общества и т. д.). В результате какого-то страха мы можем и не замечать, что наше поведение стало «толерантным», а дальше, дальше проявление терпимости в определённых условиях становится просто привычным, закрепляясь на поведенческом уровне. А через некоторое время человек относительно устойчиво и без серьёзных «самоистязаний» начинает проявлять толерантное поведение.

Правда, если толерантность не проникла на уровень внутренней убеждённости, личностной позиции, эта устойчивость наблюдается только в рамках конкретной деятельности

Во-вторых, под влиянием искусства и культуры, когда происходит, внедрение идеи терпимого отношения в сознание человека по большей части на эмоциональном уровне.

В-третьих, под влиянием общего «развития личности» на основе индивидуально-психологических характеристик-предпосылок.

Также выделяют формы толерантности Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:

– безразличие.

– уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.

– снисхождение к слабости Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним.

– расширение собственного опыта и критический диалог.[ Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 1997. – №11.]

Николай Иванович Козлов в своей статье «Толерантность» приводит интересное виденье этого понятия «в виде "кубика толерантности" со следующими гранями: Предложи. Прими. Выслушай. Прости. Пойми. Улыбнись» [.http://www.psychologos.ru ]

На этом завершим описания толерантности и «откроем» следующею «проблему». Дело в том, что у любой категории существует «антипод» есть он и «у толерантности» Рассмотрим понятие «интолератности» подробнее.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (непохожими на нас) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение [И. Г. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога, 2003]

Черты такого поведения свойственны подросткам однако его нельзя путать с юношеской нетерпимостью –смесью непримиримости и протеста.

Речь идет, скорее, об индивидуальном и коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с неприятия, отторжения и принижения иных форм образа жизни, может привести к различным проявлениям реализации этого комплекса Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Список форм, симптомов и проявлений интолерантности, к сожалению, разнообразен и велик. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне –от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

По данным исследования Г.У. Солдатовой, к толерантным лицам относятся те личности, этническую идентичность которых можно охарактеризовать по типу «нормы» (естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей, сочетающееся с позитивным отношением к другим этническим группам), либо по типу «нормы» и «этнической индифферентности» одновременно. Группу интолерантных лиц составляют личности с этническим самосознанием по типу «гиперидентичности», у которых наряду с гиперидентичностью в общую межэтническую диспозицию попадала либо «норма», либо «этническая индифферентность», либо и то и другое одновременно.

Г. Оллпорт построил типологию личности в континууме толерантность–интолерантность.

Опираясь на работу Т.Адорно и его коллег "Авторитарная личность", работы других психологов, а также на собственные исследования он дал обобщенные характеристики толерантных и интолерантных личностей по ряду параметров. Перечислим их, рассматривая только полюс толерантности

Итак, для толерантного человека характерно: (1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); (2) защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться); (3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других); (4) потребность в определенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); (5) ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам); (6) меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, менее педантичен, вежлив); (7) способность к эмпатии (социально чувствителен и склонен давать более адекватные суждения о людях); (8) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой); (9) предпочитает свободу, демократию (для него не имеет большого значения общественная иерархия) [http://www.tolerance.ru/]

Ярким примером инталератного общества (несмотря на всю многонациональность жителей) является советское общество (ведь в нём нельзя было быть «иным», а это, напомним и есть суть толерантности) это положение вещей к сожалению временами наблюдается и сегодня на всём постсоветском пространстве.

Конечно, интолерантность может быть проявлением неких внешних негативных педагогических или идеологических воздействий и сформированных под их влиянием мысленных и поведенческих установок, ожиданий. [http://sociosphera.com/]

Другой источник – индивидуально-психологические характеристики самого субъекта, человека. Агрессия, высокая тревожность, рабская зависимость и отсутствие своего мнения, злоба, отсутствие навыков социального взаимодействия и эмоциональной саморегуляции и пр. Всё то, что, собственно, и делает нас стабильно нетерпимыми не только к другим людям, но и ко всему происходящему вокруг.

Интолерантное поведение и интолерантные установки могут возникать и ситуативно и характеризовать отношение человека только к определённой группе людей, к определённому мнению, к определённой характеристике. К примеру, такой распространённый в наше время случай – криминальное нападение на представителя другой национальности, этнической группы. Или просто человек приходит к выводу, что представитель некой другой национальности в твоей же стране живёт много лучше и комфортнее. Что дальше? Далее следует перенос отношения на всю этническую, национальную, профессиональную и пр. группу. Социально-психологические механизмы этого явления известны и давно описаны.

На таком понимании источников толерантного и интолерантного поведения, собственно, и строится сегодня вся коррекция нежелательных проявлений этого явления. В том числе и идеологическое воздействие с постоянным повторением и внедрением в сознание людей мысли о необходимости терпимого поведения (или абсолютно нетерпимого к чему-либо, какому-либо явлению, поведению, каким-либо мыслям и пр.).

Здесь, как утверждают представители поведеческой психологии, нужна ещё и ясная, доступная и привлекательная модель – демонстрация желаемого поведения. Не помешает для некоторой части «электората» и разъяснение, логическое обоснование необходимости требуемого поведения.

Ну и, конечно, то, что проще всего – знакомство с санкциями за нарушения принятого в конкретном месте поведенческого кодекса.

Далее собственно психологические методы – обучение навыкам эмоциональной саморегуляции от психофизиологических методик до попыток изменить самоотношение и отношение к окружающим через перестройку ценностной сферы.

Выводы к параграфу:

Анализируя литературу по проблеме толерантности, можно сделать вывод, что сам термин «толерантность» является сравнительно новым для отечественной науки.

Термин активно используется представителями разных областей знания: философами, психологами, социологами, педагогами, культурологами и др.

Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.

Мы также убедились в том, что толерантность может быть «проблемной», но, тем не менее, она является базовой ценностью открытого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: