В программу формирования толерантности входят следующие составляющие:
1. Формирование ценностей;
2. Формирование знаний;
3. Формирование умений и навыков.
1. Формирование ценностей:
Сводится к объяснению, что толерантность – одна из либеральных ценностей. Изучение нормативных документов по правам человека, гражданско-правовой культуры.
2. Формирование знаний:
Чтобы сформировать толерантность, нужно дать аудитории определенные знания.
1. Договор с аудиторией о том, что такое толерантность;
2. Изучение психологии нетерпимости;
3. Опасность, степень опасности нетерпимости (исторические периоды, события истории и т.д.)
4. Причины распространения нетерпимости (социальные причины). Нетерпимость, как модное направление.
5. Примеры нетерпимости в обыденной жизни, повседневности. Любая дискриминация: языковая дискриминация, оскорбления, использование ярлыков в названии группы.
6. Как реагировать на проявления нетерпимости: когда оскорбляют тебя или других в твоем присутствии.
|
|
При формировании знаний необходимо помнить о специфике по каждому виду толерантности.
Пример:
Если этническая толерантность:
- в чем природа этого феномена;
- современные теории;
- современные стереотипы;
- как диагностировать.
Если ВИЧ толерантность:
- что такое?
- как можно заразиться?
- что является опасным, а что нет.
Если толерантность к секс-меньшинствам:
- что это?
- последствия;
- однополые браки, ребенок в них.
3. Формирование умений и навыков:
Толерантность – это еще и практические действия. Это поведение и стереотипы поведения.
Суть этого направления – прививать определенные стереотипы, которые затем будут проявляться автоматически. Какие именно навыки? – Навыки преодоления агрессии, защита от агрессии другого человека.
В качестве приема такой работы могут быть:
1. тренинги по выявлению нетерпимости;
2. организация межгрупповых контактов.
Требования: Совместная деятельность в ситуации, когда взаимодействие нацелено на общий результат.
Межгрупповые контакты используются часто, но часто неверно (на практике создается контакт не Маши и Саши, а представителя одной группы и представителя другой).
Чтобы этого избежать, нужно создать единое коммуникативное пространство, при которых будет проходить деление идей, ценностей и создание общих понятий.
+ Стратегия позитивного действия.
3. Нормативное давление. Когда авторитетный человек объясняет свое отношение к позиции нетерпимости и высказывает свою позицию.
Помимо этих составляющих в любой программе содержится еще один важный элемент - приобщение к культуре отличающихся групп.
|
|
Таким образом, изучается специфика группы. НО!!! Не каждый в отдельности должен изучать свою культуру. Характер информирования должен быть доброжелательным. Как только мы говорим об отличиях, люди актуализируют эти отличия и преувеличивают их значимость.
Пример:
1. Эксперимент американской учительницы в классе. Она разделила детей по признаку цвета волос и соотнесла этот признак с успеваемостью и способностью к обучению. Сначала «способными» были темноволосые, потом» светловолосые. В обоих случаях «неспособная» группа становилась «угнетаемой». В итоге учитель объяснила детям, что способности не зависят от цвета волос, а показатели успеваемости изменялись под влиянием осознания детей самих себя как способных или неспособных.
2. Тренинг на когнитивный диссонанс – противоречие с уже имеющимся знанием. (Референтная личность говорит о нетерпимости, а группа должна ей «противостоять»).
26-???