Социально-культурные программы формирования толерантности, технология разработки и реализации

В программу формирования толерантности входят следующие составляющие:

1. Формирование ценностей;

2. Формирование знаний;

3. Формирование умений и навыков.

1. Формирование ценностей:

Сводится к объяснению, что толерантность – одна из либеральных ценностей. Изучение нормативных документов по правам человека, гражданско-правовой культуры.

2. Формирование знаний:

Чтобы сформировать толерантность, нужно дать аудитории определенные знания.

1. Договор с аудиторией о том, что такое толерантность;

2. Изучение психологии нетерпимости;

3. Опасность, степень опасности нетерпимости (исторические периоды, события истории и т.д.)

4. Причины распространения нетерпимости (социальные причины). Нетерпимость, как модное направление.

5. Примеры нетерпимости в обыденной жизни, повседневности. Любая дискриминация: языковая дискриминация, оскорбления, использование ярлыков в названии группы.

6. Как реагировать на проявления нетерпимости: когда оскорбляют тебя или других в твоем присутствии.

При формировании знаний необходимо помнить о специфике по каждому виду толерантности.

Пример:

Если этническая толерантность:

- в чем природа этого феномена;

- современные теории;

- современные стереотипы;

- как диагностировать.

Если ВИЧ толерантность:

- что такое?

- как можно заразиться?

- что является опасным, а что нет.

Если толерантность к секс-меньшинствам:

- что это?

- последствия;

- однополые браки, ребенок в них.

3. Формирование умений и навыков:

Толерантность – это еще и практические действия. Это поведение и стереотипы поведения.

Суть этого направления – прививать определенные стереотипы, которые затем будут проявляться автоматически. Какие именно навыки? – Навыки преодоления агрессии, защита от агрессии другого человека.

В качестве приема такой работы могут быть:

1. тренинги по выявлению нетерпимости;

2. организация межгрупповых контактов.

Требования: Совместная деятельность в ситуации, когда взаимодействие нацелено на общий результат.

Межгрупповые контакты используются часто, но часто неверно (на практике создается контакт не Маши и Саши, а представителя одной группы и представителя другой).

Чтобы этого избежать, нужно создать единое коммуникативное пространство, при которых будет проходить деление идей, ценностей и создание общих понятий.

+ Стратегия позитивного действия.

3. Нормативное давление. Когда авторитетный человек объясняет свое отношение к позиции нетерпимости и высказывает свою позицию.

Помимо этих составляющих в любой программе содержится еще один важный элемент - приобщение к культуре отличающихся групп.

Таким образом, изучается специфика группы. НО!!! Не каждый в отдельности должен изучать свою культуру. Характер информирования должен быть доброжелательным. Как только мы говорим об отличиях, люди актуализируют эти отличия и преувеличивают их значимость.

Пример:

1. Эксперимент американской учительницы в классе. Она разделила детей по признаку цвета волос и соотнесла этот признак с успеваемостью и способностью к обучению. Сначала «способными» были темноволосые, потом» светловолосые. В обоих случаях «неспособная» группа становилась «угнетаемой». В итоге учитель объяснила детям, что способности не зависят от цвета волос, а показатели успеваемости изменялись под влиянием осознания детей самих себя как способных или неспособных.

2. Тренинг на когнитивный диссонанс – противоречие с уже имеющимся знанием. (Референтная личность говорит о нетерпимости, а группа должна ей «противостоять»).

26-???


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: