Тема 19. Проблемы культуры в культурфилософии ХХ века

Свои варианты философии культуры создали все крупнейшие направления в западной философии XX века. Их культурологические идеи зависели от вопросов, которыми занимались сами эти направления.

Сторонники феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Р. Ингарден, М. Мерло-Понти и др.) рассматривали проблемы культуры — через призму проблем сознания, представители аналитической философии (Д. Мур, Л. Витгенштейн и др.) — через призму проблем языка, экзистенциалисты ( К. Ясперс, М. Бубер, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) — через призму проблем свободы, человеческого существования.

Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии XX века стал английский ученый Б. Малиновский, развивавший теорию функционализма, исследователь культуры океанийских народов.

Как особо значимые можно выделить следующие концепции философии культуры. Неокантианец Э. Кассирер рассматривал культуру как систему «символических форм», то есть различных способов, которыми человек конструирует свое ведение мира.

Голландский историк культуры И. Хейзинга стал одним из создателей игровой теории культуры (труды «Осень Средневековья», «Homo ludens»). Нормы культуры, которым следует «человек играющий» (Homo ludens), предстают у Хейзинги как правила некой игры, а кризис культуры объясняется стремлением людей XX века нарушать эти правила.

Широкую известность приобрела концепция «осевого времени» К. Ясперса. Данными понятиями он обозначил «революцию» в культуре, происшедшую в VIII—II вв. до н. э. В этот период возникает полоса цивилизаций (от Китая до Греции), в религиозных и философских учениях которых человек рассматривается как самостоятельная личность, наделенная свободой выбора в нравственной, религиозной, а отчасти и общественно-политической сфере. Таким образом, человек и его индивидуальное сознание становятся одной из главных ценностей культуры, в противоположность всепоглощающему коллективизму предшествующих эпох.

Представитель «философии жизни» А. Бергсон ввел понятие «Открытое общество» («Два источника морали и религии», 1932 г.). Эта идея была подхвачена и К. Поппером («Открытое общество и его враги», 1945 г.), и широко применялась на Западе во второй половине XX века.

А. Бергсон описал «закрытый» и «открытый» типы общества, соответственно ориентированные на коллективизм, деспотизм, традиционализм или на независимость личности от диктата общества, интеллектуальную свободу, демократию.

«Открытое общество»— понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждение всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»).

«Открытому» типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором личность подавлена коллективом, деспотическая власть жестоко подавляет любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и террора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: