Латинский язык
(Учебное пособие)
Тирасполь
Издательство ”Папирус”
2014 г.
УДК 807.1(075.8)
ББК Ш146я73
Л-26
Латинский язык: Учебное пособие./Составитель: М.О. Пауль
Тирасполь, 2014.- 94 с.
Рецензенты: Н.Б. Кириченко, старший преподаватель кафедры романской
филологии, УЛИМ (г.Кишинёв);
О.В. Щукина, к.п.н., доцент кафедры английской филологии ПГУ
(г.Тирасполь)
Составитель: М.О. Пауль, старший преподаватель кафедры романской филоло-
гии
Данное пособие подготовлено в помощь студентам филологического факультета, изучающим латинский язык. Издание содержит первоначальные сведения об истории латыни, фонетических нормах и морфологическом строении латинского языка.
Пособие содержит сводные таблицы грамматических форм с краткими комментариями; упражнения, направленные на закрепление полученных знаний; тексты для чтения, освещающие различные стороны культуры древних римлян; наиболее употребительные латинские афоризмы; латинско-русский словарь.
Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко
|
|
© Cоставитель: М.О. Пауль, 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов филологического факультета, изучающих латинский язык в течение одного года в условиях ограниченного количества учебных часов (62 часа). Это определяет цели настоящего пособия: научить студентов читать и переводить со словарём латинские предложения, показать систему грамматики латинского языка и, соответственно, - значение латинского для индоевропейских языков, а также его роль в истории европейской и мировой культуры.
В структурном отношении учебное пособие представлено в виде комплекса теоретической и практической частей. Эти части предваряет «Краткий очерк истории латинского языка». Затем следует раздел «Фонетика», включающий алфавит, правила произношения звуков и их сочетаний, правила ударения.
Теоретическая часть даёт краткое и систематическое изложение основ латинской грамматики в виде таблиц с общими комментариями по темам.
Расположение занятий практической части пособия подчинено принципу постепенного изучения латинской грамматики. Каждый раздел включает в себя упражнения грамматического характера, цель которых состоит в выработке механических навыков формообразования. Далее следуют задания с латинскими предложениями, нацеленные на усвоение грамматических категорий, развитие умений и навыков грамматического анализа и перевода. Предложения различаются между собой по степени трудности, что позволяет использовать их на занятиях с учётом индивидуальности студентов. Также для перевода предлагаются пословицы и цитаты из древних авторов, представляющие немалый познавательный интерес.
|
|
В заключении практической части помещены тексты исторического и мифологического содержания, которые расчитаны на закрепление грамматического анализа латинских форм, навыков работы со словарём и перевода, на повторение лексического минимума. Представленные тексты могут быть использованы для контрольных и самостоятельных работ по соответствующим темам.
Приложение включает список употребительных латинских афоризмов, студенческий гимн, краткие сведения о римских именах и календаре, латинско-русский словарь, библиографию.
В рамках данного пособия рассматриваются не все разделы грамматической системы латинского языка. В частности, на самостоятельное изучение выносится тема «подклассы глаголов»; за переделами учебного пособия остались причастные обороты, конъюнктив, герундий и герундив.
Автор надеется, что предлагаемое пособие позволит студентам – филологам, несмотря на лимит времени, выделяемого на изучение курса латинского языка, приобрести системные грамматические знания и навыки перевода.
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Латинский язык по происхождению относится к мёртвой, италийской ветви индоевропейской семьи языков. Эти языки были распространены во 2-ой половине 1 тыс. до н.э. - первых веках н.э. в центральной и южной Италии. Традиционно сюда относят оскский, умбрский, латинский, фалискский языки.
Центральное положение Латинской равнины, здоровый климат, река Тибр, отдалённость от моря, благодатные пастбища для разведения скота – всё это оказало влияние именно на то, что постепенно ведущую роль в истории италийцев стало играть племя латинян, или латинов (Latini). Оно проживало на территории области, называемой Лаций. Центром этой области в 753 г. до н.э., как считают древние историки, стал город Рим (Roma). Поэтому жители Лация называли себя "римляне" (Romani).