Обманчивые признаки одаренности

Прежде всего, постараемся разобраться в том, какиеименно психологические особенности и способы деятель-ности, присущие ребенку, позволяют, с возможной долейуверенности, судить о его художественно-творческой ода–ренности — актуальной и, в особенности, потенциальной.

Какого ребенка взрослые скорее всего признают спо–собным? Наверное, такого, который легко, быстро, проч–но, гибко усваивает все, чему его учат эти самые взрослые.Усваиваетте нормы и способы деятельности, которые при–няты в искусстве, или ту их часть, которую взрослые счи–тают доступной для данного возраста и уровня подготов-ки. Иначе говоря, способности негласно отождествляют-ся с тем, что принято называть обучаемостъю. На самомделе, это далеко не одно и то же — если, конечно, мы име–ем в виду способности кхудожественному творчеству. Нооб этом различии забывают не только многие родители,но и учителя-предметники. Больше того: даже педагог спе–циального учебного заведения, случается, допускает такуюподмену.

Будучи живописцем, музыкантом, актером и т.д., онпонимает, конечно, разницу между репродуктивным посути свойством обучаемости — и способностью ребенка ксамостоятельному творчеству. Однако на практике и емубываеттрудно не поддаться искушению и не преувеличить


значение такого «удобного» качества ученика, как хоро–шее усвоение профессиональных навыков и умений.

Что же говорить о менее искушенных взрослых? Ребе–нок сразу схватывает объяснение, показанный прием; унего твердая рука или верный слух (услышит мелодию — ибезошибочно воспроизведет ее на инструменте); находитрифму к любому слову, усваивает сложные языковые кон–струкции, легко версифицирует, соблюдая размер, и т.д.,и т.п. Что еще нужно, чтобы посчитать ребенка одарен–ным живописцем, музыкантом, поэтом?

Мы не хотим сказать, что все перечисленное ничего неговорит о художественной одаренности. Отношения междуспособностью усваивать накопленное в художественнойпрактике «до тебя>> — и способностью создавать еще небывшее довольно сложны и индивидуальны в каждом кон–кретном случае. Но даже самая блестящая обучаемость сама по себе не является показателем одаренности к худо–жественному творчеству.

Забывать об этом особенно опасно в профессиональ-ном обучении: юный музыкант или живописец, не осоз–навший вовремя это различие, будет <<сбит с толку>>, когдаувидит, что в самостоятельном творчестве от него ждутвовсе не того, за что ставили пятерки в учебном заведе–нии.

Впрочем, и в общем образовании преувеличенное вни–мание к обучаемости чревато различными неприятностя-ми. В частности, оно практически всегда связано с ориен–тацией на «взрослые» образцы в искусстве, и потомудела-ет педагога, работающего с маленькими детьми, невосп–риимчивым ктой самой детской художественности, о цен–ности которой мы говорили выше.

Итак, опасность принять обучаемость за одаренностьдовольно реальна. Но все-таки человеку с определеннымпедагогическим и художественным опытом не так уж труд–но отличить одно от другого.

Гораздо сложнее другой случай: когда ребенок не про–сто усваивает «взрослые» способы деятельности; он усва–ивает, а точнее — невольно имитирует и содержательную


 

 



рисунке овал станет яйцом — это худшее решение, по–скольку приходит в голову очень многим и, следователь-но, наименее оригинально; если, скажем, этот овал будетизображать чашу стадиона, увиденную сверху, — это ужезначительно лучше и т.д.

Но для выявления художественной одаренности такойподход совершенно неадекватен. Тут важно не то, какойобъект изображает ребенок и часто ли его изображают дру–гие, ато, каким неповторимым эмоционально-ценностными ассоциативным содержанием наполняет он свое изобра–жение, будь то «яйцо», «стадион» или что угодно другое. Атакже — в какой степени ребенок способен выразить этоимеющимися в его распоряжении средствами. Последнеево многом зависит от того, обладает ли ребенок опытом ра–боты в данном виде искусства, владеет ли минимально не–обходимыми умениями; но главное: направленность на со–здание выразительного образа можно порою разглядеть ипри нехватке умений. Понятно, что оценка работы с этихпозиций требует тонкой экспертизы, а не подсчета частотыпоявления того или иного объекта в рисунках.

Несколько лет назад изложенная точка зрения полу–чила опытное подтверждение. Психолог М.Е. Каневскаяв специальном исследовании показала, что дети, резкоотличающиеся по своему художественно-творческому раз–витию, выполняя задания теста Торренса, с равной веро–ятностью давали и «оригинальные», и «банальные» реше–ния: ихработы отличались эмоциональной выразительно-стью, а не тем, какие предметы они изображали [6].

Значит ли это, что способность изобразить или опи–сать нечто «оригинальное» не имеет к художественнойодаренности никакого отношения? Утверждать это было бынесправедливо. Во-первых, необычное, фантастическое,причудливое занимает «законное», хотя и не главное мес–то в большом искусстве. Во-вторых, ребенку на опреде–ленном этапе его художественного развития бывает дажеполезно пройти через такой <<отход от реальности>>: этопомогает уловить отличие художественного образа дажеобычных вещей от повседневной реальности их существо-


вания. Но бесспорно и другое: критерий оригинальностисам по себе не может служить показателем художествен-ной одаренности ребенка.

Существует и еще один, весьма распространенный ивесьма нетрудный способ оценить степень одаренностиребенка. И даже, ввиду нехватки чего-то лучшего, попы–таться сделать прогноз на будущее. Для этого надо прове–рить, обладает ли ребенок отдельными психологически-ми качествами, необходимыми для занятий данным ви–дом искусства. Например, звуковысотным слухом, чув–ством ритма, тонким цветоразличением, зрительной па–мятью и т.д.

Увы, этот путь тоже ненадежен. Все подобные каче–ства, взятые сами по себе, вовсе не являются ни элемента-ми, ни признаками одаренности кхудожественномутвор-честву. Конечно, живописец тонко различает цвета, ночеловек, сколь угодно тонко различающий цвета, можетне иметь никакого отношения к искусству живописи. Тон–чайшим звуковысотным слухом может обладать не толькоталантливый музыкант, но и настройщик инструментов,и человек, чья профессия никак не связана с музыкой.

Все эти качества могут статъ составляющими худо–жественной одаренности — но только в том случае, еслиих обладатель стремится <<переводить жизнь свою>> в обра–зы того или иного искусства. А это не определяется отдель–ными качествами психики.

Поэтому недальновидно полагать, например, что ре–бенок станет талантливым музыкантом на том основании,что он обладает верным слухом, чувством ритма и други–ми элементарными музыкальными способностями. Такиекачества могут способствовать усвоению известного учеб–ного материала, быть составляющими той же <<обучаемос-ти» в сфере искусства, но они еще ничего не говорят о по–тенциальных возможностях человека в самостоятельномтворчестве.

Как мы увидим в дальнейшем, многие существующиеподходы и методики выявления и диагностики художе–


 

 


ственной одаренности ориентированы именно на те об–манчивые показатели, которые перечисляются в этом раз–деле пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: