Каналы массовой коммуникации
Каналы СМИ можно разделить на 2 основных типа:
· печатные (газеты и журналы) и
· электронные (радио, телевидение, Интернет-СМИ).
По тому, на какие органы чувств при восприятии СМИ оказывается влияние выделяются:
· воздействующие на аудиальный канал (радио);
· воздействующие на визуальный канал (печать);
· аудиовизуальные (телевидение, Интеренет-СМИ).
Характеристики печати
Печать. Газета, являющаяся сегодня самым массовым видом такого канала, как печать, появилась еще в XVI в., т.е. приблизительно через столетие после создания печатного станка. Слово «газета» происходит от названия мелкой монеты в Венеции, за которую можно было получить печатный листок тогдашних «последних известий». Так что печать проделала многовековой путь, прежде чем она приобрела современный вид с огромными тиражами газет и журналов. Именно печатные средства с возможностью тиражирования сообщений создали массовую аудиторию.
Тенденции развития печати:
1. В большинстве стран в последние десятилетия тиражи газет стабилизировались пропорционально количеству населения;
2. Возникают глобальные газеты такие например, как «Уолл Стрит Джорнал».
3. Развивается местная пресса.
4. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные слои населения. В то же время происходит некое опрощение элитарных газет.
5. В большинстве стран уменьшается количество ежедневных бульварных газет. Их заменяют «мужские» и «женские» журналы, а также многочисленные развлекательные еженедельники.
6. Повсеместное, во всем мире, усиление интереса к еженедельным изданиям.
7. В нашей стране имеются и собственные, специфические особенности развития прессы:
8. В 90-е гг. XX в. партийный контроль за прессой исчез, фактором развития стала коммерциализация прессы. На контент прессы все большую роль начинает оказывать диктат рекламодателей.
9. Резко изменилось содержание и тип большинства газет, даже тех, которые сохранили популярные в советское время названия. Так, например, «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» перестали быть молодежными изданиями. Сейчас они объединяют в себе несколько типов контента. С одной стороны, это серьезные информационные и аналитические блоки, а с другой — разделы, рассчитанные на широкие массы читателей.
10. Наблюдается устойчивая тенденция сокращения тиражей общероссийских газет.
11. Резко сократилась подписка на печатные издания, которая в советский период носила массовый характер.
Прогноз развития прессы на ближайшие десятилетия: наиболее смелым является предположение, что через 20-30 лет печатные СМИ прекратят свое существование, поскольку получают все большее развитие электронные СМИ, которые более оперативны, не нуждаются в дистрибьюции, более коммерчески успешны. Пресса сохранится лишь как маргинальное СМИ в определенных областях, например, как корпоративное СМИ.