Учебная рабочая программа

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Рабочая программа дисциплины

(учебно-методическое пособие)

«Эконометрика»

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования
по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»

профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Финансы и кредит»,

«Экономика предприятий и организаций»


Оглавление

1. Учебная рабочая программа по дисциплине  
1.1. Цели и задачи дисциплины  
1.2 Место дисциплины в структуре ООП  
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины  
1.4 Объём дисциплины и виды учебной работы  
1.5 Разделы дисциплин и виды занятий  
1.6 Содержание дисциплины  
1.7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
2. Планы практических занятий с методическими указаниями  
2.1 Методические указания по подготовке к практическим занятиям  
2.2 Планы проведения практических занятий  
3. Текущая самостоятельная работа  
3.1 Самостоятельная работа и количество часов, предусмотренных на ее выполнение  
4. Семестровое задание для самостоятельной работы  
     
4.1 Задания на контрольную работу и методические указания по их выполнению  
5. Методические рекомендации по изучению дисциплины  
     
6. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  
7. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине  

Учебная рабочая программа

1. 1.Цели и задачи изучения дисциплины

Деятельность экономиста любого уровня требует применения количественной методов при анализе доступной информации с целью повышения эффективности производства и управления, повышения конкурентоспособности и прогноза развития анализируемого объекта. Количественным анализом экономических явлений и их взаимосвязей с использованием методов математической статистики занимается эконометрика.

Квалифицированный экономист должен иметь представление о возможностях использования современных методов эконометрического исследования при анализе финансового состояния, прогнозировании бизнес-процессов и решении других проблем в различных сферах экономики. Навыки проведения эконометрического исследования статистических данных и экономических показателей, а также верной интерпретации результатов такого исследования, являются одной из важных составляющих современного экономического образования.

Цель дисциплины – формирование у студентов - бакалавров экономистов знаний и умений в области эконометрики, необходимых для понимания и анализа экономических закономерностей и взаимосвязей экономических величин и квалифицированного управления экономическими объектами и системами.

Задачами дисциплины является ознакомление с наиболее распространенными методами эконометрических исследований, изучение основных эконометрических моделей, освоение методов прогнозирования на их основе, получение навыков работы с основными эконометрическими пакетами прикладных программ.

Дисциплина знакомит с историей развития эконометрических исследований как составной части экономико-математического моделирования, проблемами использования эконометрики в анализе и прогнозировании социально-экономических явлений и процессов, что способствует выработке современного экономического мышления и дает навыки решения ряда прикладных задач.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Эконометрика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла в учебном плане ООП, разработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в бакалавриате по направлению «Экономика». Изучение дисциплины «Эконометрика» основывается на базе знаний, полученных студентами в ходе освоения дисциплин: «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Информатика», «Статистика», «Финансы», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг». Курс ориентирован на освоение методов управления экономическими объектами и системами в условиях рыночной экономики.

При этом студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

Дисциплина «Эконометрика» изучается на третьем году обучения и является теоретическим и практическим основанием для последующих финансово-экономических дисциплин подготовки бакалавров экономики, использующих эконометрические модели и методы, например, таких как «Методы принятия управленческих решений», «Стратегический менеджмент».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Эконометрика» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций (ПК) бакалавра экономиста:

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12).

В результате изучения дисциплины «Эконометрика» студент должен:

Знать:

- основные понятия эконометрического подхода;

- методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

- методы проверки статистических гипотез о параметрах построенных моделей, основные методы диагностики эконометрических моделей.

Уметь:

- устанавливать и исследовать количественные закономерности в экономике на основе обработки экономических данных методами теории вероятностей и математической статистики, в частности:

- выявлять и наличие или отсутствие взаимосвязей тех или иных экономических переменных;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- анализировать, корректно готовить к статистической обработке и обрабатывать статистическими методами экономические данные;

- эмпирическим данным вычислять различные статистические характеристики, позволяющие оценивать количественно параметры эконометрической модели;

- анализировать надежность полученных оценок, проверять гипотезы, лежащие в основе исследуемой модели;

- на основе выявленных закономерностей строить эконометрические модели (регрессии и тренды) функциональных и временных зависимостей экономических величин;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макро-уровне;

- использовать компьютерные технологии и пакеты прикладных программ для вычисления эконометрических величин и решения конкретных задач управления экономическими объектами;

- использовать полученные эконометрические модели, оценки, прогнозы для анализа реальных экономических систем и процессов и принятия квалифицированных решений в практике управления реальными объектами экономики;

Иметь представление:

- об основных методах анализа статистических данных;

- о методах регрессионного анализа статистических экономических данных;

- о разнообразии эконометрических моделей для адекватного описания экономических закономерностей и процессов;

- о месте и предназначении эконометрики в системе экономических дисциплин при исследовании экономических систем и экономических процессов.

Иметь навыки:

- устанавливать и исследовать количественные закономерности в экономике на основе обработки эмпирических экономических данных;

- на основе выявленных закономерностей строить адекватные прогнозы экономических величин и процессов;

- анализировать различные экономические ситуации и процессы и принимать адекватные управленческие решения;

- иметь навыки использования компьютерных технологий и пакетов прикладных программ для решения конкретных задач управления экономическими объектами.

1.4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы 72 часа. Вид аттестации – зачет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: