(занятие проходит в форме литературной гостиной)
(2 часа)
1. Романс как синтетический жанр.
2. Возникновение и функционирование жанра в XIXвеке. Романс начала XIX века как воплощение национального характера музыкально-поэтической культуры и всего быта русского общества.
3. Творческая история стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Не пой, красавица, при мне» и их музыкальная интерпретация (романсы М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова).
4. Музыкальность поэзии А. Фета. Романсы П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова на стихи поэта ("Певице", "Люди спят", "Я пришел к тебе с приветом...", «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…» и др.)Литература
1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению литературного произведения в школе. М., 2002. С. 127-153.
2. Бухштаб Б. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. - Л., 1974.
3. Жемчужный И.С. Романс как форма лирической исповеди А.Фета: (Мелодика, поэтика, композиция) // А.А.Фет: проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1998. С. 13-20.
|
|
4. Зильберквит М. Мир музыки. М., 1988.
5. Кожинов В.В. Самый красивый из русских поэтов// Русская словесность. 1996. № 4. С. 19-23.
6. Козубовская Г.П. Мифология усадьбы и “усадебный текст” в эпистолярной прозе А.Фета// Вестник БГПУ. Серия: гуманитарные науки. Вып. 3. Барнаул, 2003. - С. 32-40.
7. Кошелев В.А. Лирика Фета и русская “усадебная поэзия”: К постановке проблемы // А.А.Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. - С. 10-23. Курск, 1994.
8. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
9. Муратов А.Б. Стихотворение А.Фета “Шепот, робкое дыханье”//Анализ одного стихотворения. - Л., 1985. - С. 162-171.
10. Отрадин М.В. “Пришла, - и тает все вокруг…” А.Фета//Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 171-181.
11. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха// Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969. - С. 327-509.
12. Русская литература и культура (XIX-XX вв.): Учебно-методический комплекс /Под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул, 2007. [Электронный ресурс]: www.uni-altai.ru/list/getdis.php?vid=1&iddis=3490 (23.08.2012).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Скульптура в истории культуры. Литература и скульптура (4 часа)
1. Роль художественно-эстетических средств скульптуры в осмыслении созданных образов.
2. Экфрасис как жанр литературы. Поэтические экфрасисы в произведениях А.Фета.
3. Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» и стихотворения А.А. Ахматовой «Царскосельская статуя». Заочная экскурсия в Царскосельский парк (интерактивная форма)
4. Скульптура как семантические знаки парков и города. «Медный всадник» А.С. Пушкина и Э. Фальконе: история создания и воплощения.
|
|
5. Роль скульптуры в романтических садах Павловска (на примере элегии В.А. Жуковского «Славянка»).
Литература
1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению литературного произведения в школе. М., 2002. С. 189-200.
2. Мних Р.Сакральная символика в ситуации экфрасиса: (Стихотворение Анны Ахматовой «Царскосельская статуя») // Экфрасис в русской литературе. – М., 2002.
3. Пруцков Н.И. Две концепции образа Венеры Милосской: А.Фет и Г. Успенкский// Пруцков Н.И. Классическое наследие и современность. Л., 1988. С.95-117.
4. Сухова Н.П. Фет как наследник антологической традиции// Вопросы литературы. 1981. № 3. С. 164-179.
5. Успенская А.В. Место античности в творчестве А. Фета// Русская литература. 1988. № 2. С. 142-149.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Произведения русских классиков на отечественной сцене (2 часа)
Занятие проходит в форме театральной гостиной и театральной дискуссии (студенты выступают с рецензиями на просмотренный спектакль)
1. Звезды русской сцены середины XIX века: М. Щепкин, П. Мочалов, В. Каратыгин, П. Садовский. Особенности русской национальной сцены.
2. Историческое и вечное в содержании комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Произведение на отечественной сцене (сопоставление трактовки пьесы в спектаклях БДТ, Московского Малого театра, Московского театра Сатиры).
3. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» в театрах Москвы и Санкт-Петербурга и на сцене Омского драматического театра.
4. Режиссерские и актерские интерпретации произведений Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского в Омских театрах (выступление студентов с рецензиями на выбранную постановку)
Литература
1. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1979.
2. Добыш Г. Звезды русской сцены. М., 1992
3. Ивашнев В. Щепкин М.С. М., 2002.
4. Карасев Л.В. Пьесы Чехова// Вопросы философии. 1988. № 9.
5. Основин В.В. Русская драматургия второй пол. XIX века. М., 1980.
6. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1996
7. Строева М.Н. Чехов и Художественный театр. Работа К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко над пьесами Чехова. М., 1976.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Русская литература в кинематографе (4 часа)
1. Кино как синкретическое искусство.
2. Просмотр кинофильмов: «Иваново детство» (А. Тарковский), «Несколько дней из жизни Обломова»(Н. Михалков), «Маленькие трагедии» (М. Швейцер) и др.
Вопросы к фильму Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»:
1) Что связывает Обломова и Штольца, по мысли режиссера?
2) Почему детство Обломова экранизировано, а детство Штольца представлено в рисунках А. Адабашьяна – художника-постановщика фильма?
3) Роль вставного эпизода «Ночной обед Обломова и Штольца» в сюжете фильма?
4) Что разъединило друзей детства (по роману и фильму)?
5) Анализ эпизода «Разговор героев в бане»
6) Как объясняет расставание Обломова и Ольги Ильинской автор и режиссер?
7) Анализ музыкальных тем в фильме: арии «Casta Diva» из оперы Беллини «Норма» и церковного песнопения «Ныне отпущаеши…» С. Рахманинова.
«Иван» В.Богомолова и «Иваново детство» А.Тарковского: опыт читателя и кинозрителя: философские и психологические проблемы в повести и фильме. Выразительность киноязыка, композиция фильма, сочетающая в себе эпизоды войны и снов Ивана. Почему гибель Ивана неотвратима?
После просмотра фильма студенты получали задание ответить на следующие вопросы: Чем похож и чем отличается Иван в книге и фильме? Почему режиссер изменил название с «Ивана» на «Иваново детство»?
Литература
1. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. - С. 251-271.
2. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.
3. Кречетова Р. В поисках гармонии (о фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»// Искусство кино. 1980. № 5.
|
|
4. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994.
5. Руднев В.П. Словарь культуры XXвека. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.
6. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
7. Туровская М. 7,5 или фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.
8. Плахов А. Постижение или адаптация? // Искусство кино. 1980. -N 5. -С. 51-60.
9. Рассадин Ст.Обломов без Обломовки // Искусство кино.1980. N 5. С. 40-50.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предусматриваются:
– конспектирование критических статей;
– конспектирование лекций;
– написание рецензии на спектакль;
– подготовка реферата и выступление на лекции;
– выполнение самостоятельной работы по теме № 11.