Лекция № 5. Концепция «диалога культур» в научных трудах М.М. Бахтина и В.С. Библера

«Диалог – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» (М.М. Бахтин). Диалог в философии и культуре. Текст-дискурс-диалог культур.

Литература

Основная

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.. / http://www.biblioclub.ru

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.. / http://www.biblioclub.ru

3. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.. / http://www.biblioclub.ru

4. Библер В.С. Михаил Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.. / http://www.biblioclub.ru

Лекция № 6. Философские основы интеграции и ее психологические механизмы

Общее понятие об интеграции. Научные основы интеграции. Синергетический подход в основе интеграционных процессов в культуре.

Литература

Основная

1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 2002. С. 106-125.

2. Хакен Г. Синергетика. М., 1989.

3. Соснин Э.А., Познер Б.Н. Лазерная модель творчества (от теории доминанты – к синергетике культуры). Томск, 1997.

Лекция № 7. Интеграция искусств. Литература и живопись. Портрет в живописи и литературе.

(портреты русских писателей, иллюстрации А.Бенуа к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», на примере анализа повести Н.В. Гоголя «Портрет» выявляются авторские приемы изображения; Сопоставительный анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет» и репродукций картин Ф.С. Рокотова; природа творчества в рассказе В. Гаршина «Художники»). «Живописность» стиля писателя.

Лекция № 8. Музыка как вид искусства. Язык музыки. Слово и музыка. Музыка в жизни и творчестве

И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова. Музыкальные интерпретации литературных произведений: «Майская ночь, или утопленница» Н.В. Гоголя и опера Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и опера М.И. Глинки и др.

Мифопоэтический подтекст в «Скрипке Ротшильда».

Имя и его мифологические смыслы. Библейская легенда. Обыкновенная, усредненная фамилия. Именной миф. Библейский код в именах персонажей: Марфа.

Железный аршин и скрипка. Метаморфозы скрипки. Музыка как “словесный”, до-логический язык. Категория безмолвия. “Музыкальное” как “детское” и “истинное”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: