Глава 1. Из истории развития сметного нормирования в России

Сметное дело и ценообразование (в строительстве)

Направление подготовки: 080200 - Менеджмент

Профиль подготовки: 080200.62 Производственный менеджмент

Степень выпускника: 080200 бакалавр менеджмента

Форма обучения: очная

Тула 20 12 г.

Содержание

Глава 1. Из истории развития сметного нормирования в России............................................. 4

Глава 2. Договорные цены на строительную продукцию.......................................................... 7

2.1. Общие положения....................................................................................................................... 7

2.2. Определение твердых договорных цен по результатам подрядных конкурсов................... 10

Глава 3. Проектная документация на строительство предприятий,

зданий и сооружений........................................................................................................................ 12

3.1. Общие положения..................................................................................................................... 12

3.2. Состав проектно-технологической документации................................................................. 15

Глава 4. Укрупненные показатели стоимости строительства................................................. 17

4.1. Общие положения..................................................................................................................... 17

4.2. УПСС предприятий и комплексов объектов........................................................................... 18

4.3. УПС на отдельные здания и сооружения................................................................................ 19

4.4. УПСС на виды работ и конструктивные элементы................................................................. 20

4.5. Укрупненные показатели в современной базе 2001 года………………………………………… 20

4.6. Подрядный и хозяйственный способы строительства. Подрядные конкурсы (торги)......... 23

4.7. Договоры подряда: назначение и содержание........................................................................ 24

Глава 5. Определение сметной стоимости строительства.......................................................... 6

5.1. Общие положения....................................................................................................................... 6

5.2. Понятие и структура Прямых затрат......................................................................................... 8

5.3. Нормы накладных расходов....................................................................................................... 9

5.4. Нормы сметной прибыли......................................................................................................... 10

5.5. Лимитированные затраты......................................................................................................... 11

Глава 6. Основные определения и понятия в сметном нормировании................................. 12

6.1. Сметная норма.......................................................................................................................... 12

6.2. Виды сметных нормативов....................................................................................................... 13

6.3. Сметно-нормативная база.Единичная Расценка...................................................................... 15

Глава 7. Методы определения стоимости и сметная документация в строительстве…….

Глава 8. Локальные сметы............................................................................................................. 22

8.1. Общие положения..................................................................................................................... 22

8.2. Особенности составления локальных смет на различные виды строительства.................... 24

Глава 9. Порядок компенсации фактических затрат подрядчика.......................................... 42

Глава 8. Создание Объектных смет и сметных расчетов......................................................... 45

Глава 9. Сводные сметные расчеты стоимости строительства.............................................. 47

Приложения……………………………………………………………………………………… 65

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................ 119

Глава 1. Из истории развития сметного нормирования в России.

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необходимостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющими их подрядчиками.

В России первый опыт производственного нормирования в строительстве относится к 1811-1812 гг., когда были разработаны Уроч­ные реестры по части гражданского строительства и по военным ра­ботам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транс­портных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их ре­зультатов, а также статистических данных в 1832 г. был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, про­изводящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехни­ческих сооружениях».

«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 г. оно было утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник — «Свод производственных строительных норм» (1927—1930 гг.)

Значительные изменения в области сметного нормирования произошли в 1955—56 гг., когда в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли сметные нормы и правила (СНиП IV). В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы (ЭСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они с использованием принципов укрупнения и усреднения. Тогда же были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные материалы и конструкции, на перевозки грузов. На основе элементных сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. Таким образом, была сформирована государствен­ная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. В конце 50-х— начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разра­ботке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС).

СНиП неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде правила определения сметной стоимости строительства были представлены в СНиП IV-84. В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН—84), сметные цены на ресур­сы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР—84), расценки на монтаж оборудования (РМО—84), нормы лими­тированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-норматив-ная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специали­стов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организа­ций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, форми­руемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым под­ходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и систе­мы сметных нормативов.

Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению сто­имости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методи­ческим документом по ценообразованию в строительстве, определяю­щим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению сто­имости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методи­ческие указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строитель­стве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию на­кладных расходов и сметной прибыли и др.

Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распростран­енности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определе­ны Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры ценообразования в строительстве.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой форми­рования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН—2001) и федеральные единич­ные расценки (ФЕР—2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государ­ственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР—2001). При необходимос­ти могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территори­альные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранс­портных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района— Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновле­нием ежемесячно или раз в квартал).

После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции пе­решли к Министерству регионального развития Российской Феде­рации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: