Нанесение грунтового слоя прозрачной эмалью на медную основу позволяет:
- оживить цветовой фон эмалями другого цвета в виде пятен или облаков.
- устранить нежелательное влияние металлической основы.
- смешивать эмали различных цветов.
- добиваться тончайших переходов и цветовых оттенков эмалей.
При обжиге происходит взаимодействие металла с эмалью, которая оказывает вредное воздействие на цвет эмали, т. е. эмаль может стать непрозрачной, мутной с черными или зелеными краями, вплоть до полного изменения цвета эмали. Особенно часто это наблюдается при эмали серебра. В этом случае образуется соединения серебра, окрашенные в желтый цвет, которые меняют цвет основной эмали: красная прозрачная – становится коричневой, непрозрачная белая – приобретает желтый оттенок. Поэтому для исключения соприкосновения эмали с металлом, на металле перед нанесением цветной эмали наплавляют промежуточный слой – фондон.
Фондон – это бесцветная эмаль, слегка окрашенная оксидом Co в голубой цвет.
|
|
На золоте прозрачные эмали благодаря реакции с металлом приобретают более насыщенный цвет. Коричневые и зеленые эмали так же приобретают яркость. Эмали других цветов не реагируют со сплавами золота, и лишь иногда цвет эмали приобретает желтый оттенок. Поэтому в некоторых случаях на золото наносят голубой фондон.
Медь и эмалевый томпак реагируют с эмалью с образованием оксидов меди, что влияет на тон зеленой и голубой эмали. Непрозрачные эмали покрываются черными пятнами, а белая становится по краям зеленой. Поэтому если необходимо устранить действие оксидов меди, то наносят фондон или непрозрачные эмали в несколько слоев. Нанесение фондона может использоваться не только для защиты от химического воздействия металла, Нои для получения декоративного эффекта. Для этого прозрачную поверхностную эмаль тонко растираю, равномерно наносят и обжигают при более низкой температуре обжига. При использовании эмали крупного помола поверхность будет неровной и волнистой, что может быть художественным решением.