Методические указания преподавателям по организации обучения дисциплины

Дисциплина «Проблемы методов в современной социальной психологии» может быть частью профессионального междисциплинарного социально-психологического модуля, включающего также дисциплины «Современные направления социально-психологических исследований», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Тренингово-консультативная деятельность социального психолога» и др.

При организации занятий по дисциплине «Проблемы методов в современнйо социальной психологии» необходимо ориентироваться на арсенал интерактивных форм взаимодействия преподавателя со студентами. При проведении лекций помимо традиционной подачи материала, необходимо использовать метод групповой дискуссии. Групповое обсуждение начинается с постановки проблемы (например, вопрос о соотношении разных уровней методологии социально-психологических исследований, проблема количественного и качественного подходов к исследованию феноменов и психологических закономерностей в группах и т.п.), выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

На практических занятиях необходимо использовать работу в малых группах, т.к. это дает возможность всем поучаствовать в обсуждении информации или подготовке группового проекта, практиковать навыки сотрудничества, установления межличностного контакта, практиковать речевые навыки и навыки мыслительного анализа. Кроме того, приветствуется такой метод, как «ролевые игры», где студент получает определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

При проведении лекционных и практических (семинарских) занятий особое внимание следует уделить таким темам, как «Общая, частная, конкретная методология социально-психологического исследования», «Современные подходы к исследованию социально-психологических феноменов», «Специфика применения метода наблюдения в социальной психологии», «Достоинства и недостатки различных видов эксперимента», «Качественные методы социальной психологии», «Опросные методы и особенности их применения в социальных группах разного типа», «Методы активного обучения в социальной психологии» и др.

Текущий контроль – в течение семестра студенты готовят рефераты, работают в малых группах по индивидуальным заданиям (апробация методик, разработка анкеты и т.д.), участвуют в коллективных дискуссиях.

В качестве практической творческой работы студентам предлагается проведение экспериментального исследования. По результатам исследования магистранты должны подготовить отчет по экспериментальной работе, а также презентацию с использованием программы Power point. Практическая работа оценивается по следующим критериям:

- грамотность планирования исследования;

- насколько точно и правильно сформулированы проблема, цель и задачи, объект, предмет, гипотезы исследования;

- адекватность подбора контингента испытуемых;

- правильность статистического подсчета данных;

- адекватность интерпретации экспериментальных данных;

- грамотность изложения и презентации результатов работы.

Самостоятельная работа студентов направлена на выработку навыков анализа литературных источников по проблематике методологии исследований, основных методов диагностики и воздействия, формирование навыков критического мышления, умения понимать, оценивать и анализировать психологическую реальность, развитие способностей устанавливать контакт с соучениками, уметь отстаивать свою точку зрения и дискутировать, совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении вопросов, связанных с современными подходами к применению методов социальной психологии.

В связи с этим студентам предлагаются для ознакомления и критического анализа основные источники российских и западных исследователей по проблематике методов социальной психологии. Результаты работы с литературными источниками обсуждаются как на лекционных, так и в ходе практических занятий. Навыки критического мышления также формируются при проведении групповых дискуссий по темам методологии социально-психологического исследования, практического занятия по особенностям планирования и проведения эксперимента в группах разного типа. Проверка выполнения заданий осуществляется на практических занятиях при опросе студентов (по списку вопросов, которые заранее даются студентам для самостоятельной подготовки) и их участии в групповых дискуссиях. Коммуникативные и ораторские способности тренируются в ходе устных выступлений, презентаций на конференции по итогам проведения экспериментального исследования, при участии студентов в ролевых играх, в работе малых групп. Творческие способности студентов проявляются при планировании и проведении эксперимента, составлении социально-психологических анкет, подготовке презентации по результатам групповой работы.

Разработчик: ___________________________________ Сачкова Марианна Евгеньевна,

канд. психол. наук, доцент,

профессор кафедры «Теоретические основы

социальной психологии»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: