Квалиметрическая оценка качества

Проблематикой количественной оценки качества занимается специальное научное направление – квалиметрия. Сам термин квалиметрия был предложен в 1968 г. в СССР группой учёных по инициативе военного инженера Г.Г. Азгальдова. Изначально квалиметрия возникла как наука об измерении качества продукции, но впоследствии объект её исследования значительно расширился, и в настоящее время квалиметрия связывается с количественным измерением свойств и состояний предметов в самых разных областях человеческой деятельности.

В основе квалиметрии лежат три основные посылки:

· подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции;

· теоретическое признание практической возможности измерения в количественной форме как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного или интегрального качества;

· признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач его планирования и контроля на различных уровнях управления.

В квалиметрической оценке качества различают понятия свойств и показателей продукции.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации. Показатель качества является внешним выражением свойства и позволяет судить о наличии этого свойства. В то время как свойство продукции проявляется при её создании, эксплуатации и потреблении. Свойства и показатели качества продукции регламентируются в нормативных документах – стандартах, технических условиях и др.

 
 

Для определения значений показателей качества продукции используются различные методы (см. рис.).

Рис. Методы получения значений показателей качества

В зависимости от способа получения информации выделяют:

· инструментальный (информация получается с помощью технических средств измерения);

· расчётный (информация получается на основе расчётов, использования теоретических или эмпирических зависимостей);

· органолептический метод (на основе анализа восприятия органов чувств – например, вкусовые, цветовые характеристики).

В зависимости от источника получения информации выделяют:

· регистрационный (подсчет событий, предметов и т.д.);

· экспертный (опрос экспертов);

· социологический метод (опрос потребителей).

В основе квалиметрической оценки лежит следующая последовательность действий:

1. определение основных свойств и показателей качества продукции, необходимых для достижения целей исследования;

2. определение метода получения значений показателей качества;

3. выбор базовых показателей качества;

4. определение значений показателя качества у исследуемых образцов продукции, расчет единичных показателей качества;

5. расчет комплексного показателя качества.

Как следует из описанной выше процедуры, в квалиметрии используются единичные и комплексные показатели качества продукции.

Единичный показатель характеризует одно свойство продукции и определяется как соотношение величины параметра оцениваемого изделия к величине параметра базового образца:

(1), (2),

где Pi – значение i-того показателя у оцениваемого образца,

Piб – значение i-того показателя у базового образца (базовый показатель качества).

Первая формула используется для получения значений по так называемым максимизируемым свойствам: чем больше, тем лучше (например, срок службы). Вторая формула применяется для минимизируемых показателей: чем меньше, тем лучше (например, уровень шума).

Если единичный показатель качества принимает значения более 1, то это свидетельствует о превосходстве оцениваемого образца над базовым.

Комплексный показатель качества характеризует совокупность свойств продукции и определяется как средневзвешенное значение единичных показателей:

, где

qi – единичный показатель качества по i-тому свойству,

ai – коэффициент весомости i-того свойства (при этом, сумма всех коэффициентов весомости должна быть равна единице).

Чем выше комплексный показатель качества, тем выше общий уровень качества оцениваемой продукции.

Таким образом, особенностью квалиметрического подхода является использование исключительно относительных показателей, позволяющих решать проблему совместного использования разнородных показателей.

Несмотря на относительную простоту общей структуры проведения квалиметрической оценки, её реализация на практике сопряжена с множеством трудностей. Эти трудности касаются, прежде всего, первых трёх этапов, каждый из которых предполагает многовариантность реализации.

На первом этапе необходимо выбрать необходимое и достаточное количество оцениваемых свойств продукции (объекта). Эти свойства должны, с одной стороны, максимально полно охарактеризовать объект исследования. С другой стороны, - должны иметь измеримые показатели.

Второй этап, пожалуй, наиболее трудный: необходимо определить общий способ и разработать процедуру получения значений показателей качества, принимая во внимание обоснованность, точность и надежность метода, а также затраты на его реализацию.

Третий этап связан с выбором базового показателя. Данный этап также допускает многовариантность решения: в качестве базы может быть выбрано значение, установленное в нормативной документации, а также значение по конкурентному образцу, лучшему образцу и т.д.

Последующие этапы, связанные с расчетом единичных и комплексных показателей, являются уже чисто техническими и особых трудностей не вызывают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: