1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение ключевых современных проблем развития российской и зарубежной исторической науки.
Задачи курса:
- анализ новых парадигм, новых концептуальных подходов в мировой исторической науке;
- осмысление возможностей новых методик исторического исследования;
- понимание новых форм институализации современной исторической науки в России и мире.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
М2 Профессиональный цикл. Дисциплина «Актуальные проблемы исторических исследований» является дисциплиной профильной базовой части профессионального цикла и базируется на дисциплине «Философия и методология науки».
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);
способностью применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);
способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);
способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
знанием современные методологические принципы и методические приемыисторического исследования (ПК-13);
способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
в педагогической деятельности:
имением навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);
умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);
способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-19);
способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21);
в экспертно-аналитической деятельности:
способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать современные подходы к изучению исторических процессов, их влияния на процессы современности;
- уметь использовать фундаментальные и прикладные исторические знания в сфере профессиональной деятельности;
- владеть навыками анализа современных процессов с учетом их исторического контекста и понимания сущности методологических подходов, развиваемых различными историографическими школами.
- Трудоемкость дисциплины
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
- Тематический план дисциплины
Таблица 1.
| № | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Формы контроля | |||
| Лекции | Семинарские (практические) занятия | Интерактивные формы | Самостоятельная работа | ||||
| Антропологический подход в исторической науке | Контрольная работа | ||||||
| Новая социальная история | Контрольная работа | ||||||
| Структурализм и постструктурализм в исторических исследованиях | Контрольная работа | ||||||
| Лингвистический поворот | Контрольная работа | ||||||
| Герменевтика в новом осмыслении прошлого | Контрольная работа | ||||||
| Постмодернизм и новое видение истории | Контрольная работа | ||||||
| Гендер: новая картина прошлого | Контрольная работа | ||||||
| Синергетика в объяснении исторического процесса | Контрольная работа | ||||||
| Концепция циклов большой протяженности | Контрольная работа | ||||||
| Историческая психология | Контрольная работа | ||||||
| Personalgeschichte | Контрольная работа | ||||||
| История и память | Контрольная работа | ||||||
| Микроистория | Контрольная работа | ||||||
| Локальная история | Контрольная работа | ||||||
| Теория модернизации | Контрольная работа | ||||||
| Проблема конца истории | Контрольная работа | ||||||
| Иконологический поворот | Контрольная работа | ||||||
| Имагология в современном историческом исследовании | Контрольная работа | ||||||
| Интеллектуальная история | Контрольная работа | ||||||
| Переосмысление цивилизационной теории | Контрольная работа | ||||||
| Структуры повседневности в понимании прошлых эпох | Контрольная работа | ||||||
| Исторический нарратив | Контрольная работа | ||||||
| Современная миросистема | Контрольная работа | ||||||
| Folk history | Контрольная работа | ||||||
| ИТОГО: | Контрольная работа | ||||||
| В том числе в интерактивной форме | Контрольная работа |
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов
| № | Темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | |
| обязательные | дополнительные | ||||
| Антропологический подход в исторической науке | Работа с источниками | Доклад-презентация | |||
| Новая социальная история | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Структурализм и постструктурализм в исторических исследованиях | Составление логической схемы | Доклад-презентация | |||
| Лингвистический поворот | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Герменевтика в новом осмыслении прошлого | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Постмодернизм и новое видение истории | Анализ ситуаций | Доклад-презентация | |||
| Гендер: новая картина прошлого | Составление логической схемы | Доклад-презентация | |||
| Синергетика в объяснении исторического процесса | Анализ текста источников | Доклад-презентация | |||
| Концепция циклов большой протяженности | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Историческая психология | Работа с источниками | Доклад-презентация | |||
| Personalgeschichte | Конспект | Доклад-презентация | |||
| История и память | Составление логической схемы | Доклад-презентация | |||
| Микроистория | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Локальная история | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Теория модернизации | Анализ ситуаций | Доклад-презентация | |||
| Проблема конца истории | Составление логической схемы | Доклад-презентация | |||
| Иконологический поворот | Анализ текста источников | Доклад-презентация | |||
| Имагология в современном историческом исследовании | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Интеллектуальная история | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Переосмысление цивилизационной теории | Конспект | Доклад-презентация | |||
| Структуры повседневности в понимании прошлых эпох | Анализ ситуаций | Доклад-презентация | |||
| Исторический нарратив | Составление логической схемы | Доклад-презентация | |||
| Современная миросистема | Анализ текста источников | Доклад-презентация | |||
| Folk history | Конспект | Доклад-презентация | |||
| ИТОГО: |
- Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
| № п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
| 1. | Междисциплинарные подходы в современной исторической науке | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
| № п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
| 2. | Философия и методология науки | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
- Содержание дисциплины






