Принципы процесса воспитания | Доказательство объективности существования данного принципа | Правила проектирования и осуществления процесса воспитания |
1. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. | Процесс воспитания – целенаправленный процесс. Суть воспитания - формирование отношений к окружающему миру, следовательно, главная задача – представить перед развивающимся человеком всю палитру красок окружающего мира. | 1. Общение с высоким искусством, с природой, с красивыми и добрыми людьми, с результатами деяний человека. 2. В педагогической деятельности важны акценты и оценки, обращение внимания на положительное и отрицательное, помощь в оценке явлений. |
2. Принцип связи воспитания с жизнью. | Человек многими нитями связан с окружающей его действительностью. Необходимо формировать отношение к природной и социальной среде, деятельности людей, различным культурным ценностям. И в конечном итоге формировать собственные жизненные позиции. | 1. Поддерживать учащихся в трудностях, невзгодах жизни, сопереживая с ними. 2. Передача собственного опыта. 3. Конструирование жизненного опыта воспитанников через создание воспитывающих ситуаций. |
3. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании. | ||
4. Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть. | ||
5. Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой». | ||
6. Принцип воспитания в коллективе. | ||
7. Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей. |
- Осмыслив информацию о закономерностях процесса воспитания (приложение 1), заполните таблицу:
Краткая формулировка закономерности процесса воспитания. | Ключевое слово или фраза, которые отражают суть данной закономерности. |
Исходя из принципов и закономерностей, придумайте заповеди учителю. Помните, что они должны быть краткими, содержательными и понятными.
- Приведите примеры педагогических ситуаций, в которых выражалось соблюдение или несоблюдение принципов и закономерностей воспитания.
Приложение 1