Закономерности процесса воспитания

Познакомимся с еще одним подходом педагогов к трактовке закономерностей процесса воспитания.

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определяет его содержание, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания. Сложность заключается в том, что процесс воспитания - многофакторный. Причем характер взаимодействия факторов, влияющих на развитие личности ребенка, неоднозначен в каждом конкретном случае.

2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности - двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способности, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы отделяют легкость или трудность включения его в учебно-воспитательный процесс, эффективность и результативность его. С другой стороны – воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом. Учет этой закономерности вызывает необходимость составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника, с учетом темпа его продвижения в развитии.

3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью. Не учитывать это, «переломить», «перестроить» нельзя, ибо происходит нарушение целостности и гармоничности воспитательного процесса, развития личности ребенка.

«Ты можешь попытаться быть, как они, но не пытайся сделать их такими, как ты, потому что жизнь не возвращается назад и не останавливается на дне вчерашнем».

Х. Гибрал

4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитаниядеятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности). Это внутреннее состояние ребенка создается обеспечением в учебно-воспитательном процессе школы здорового образа жизни педагогов и детей, который предполагает общее благоприятное состояние и развитие интеллекта, тела и души. На практике это выливается в общий благоприятный стиль и тон организации жизнедеятельности детей.

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру. Эта закономерность влечет за собой необходимость целостности воспитательных влияний, их разумной инструментовки. Единство и целостность практически проявляется:

  • в воздействии на три сферы отношения (рациональную, эмоциональную, поведенческо-деятельную);
  • во взаимодействии школы, семьи и внешкольных учреждений;
  • в едином стиле и тоне отношений к ребенку;
  • в гармоничном сочетании употребляемых в процессе воспитания методов, средств, педагогических приемов.

6. Воспитание – процесс парадоксальный. Жизнь вообще полна парадоксов. Обратимся к примерам и фактам из педагогической практики. Видение детьми парадоксальности мира и желание в нем разобраться:

  • «В три года я очень хотела умереть, в пять лет у меня была истерика: я очень боялась умереть». (Вера В.)
  • «Маленьким я мечтал стать большим, сейчас (в 10 классе) я очень хочу стать маленьким». (Стас К.)
  • «Я часто грублю маме, учителям, даже уважаемым, сама не знаю почему: я знаю, что так нельзя, а делаю наоборот». (Катя А.)

Противоречия, как известно, – источник всякого движения, всякого развития. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво. Приведем примеры такого видения противоречий в любом явлении или предмете:

  • Послушание позволяет воспитать и человека и дисциплинированного и бездумного исполнителя – конформиста, которого легко включить в безнравственную деятельность.
  • Дисциплина – это свобода, но и «дисциплина – это неволя».
  • Хорошая память ученика – благодатный фактор обучения, но и качество мышления, которое не позволяет развивать другие: воображение, фантазию, умение проводить анализ / синтез, сравнение / сопоставление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: