Закономерности образовательного процесса

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:
1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

• наследственности;
• воспитательной и учебной среды;
• применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия
6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

• интенсивности и качества чувственного восприятия;
• логического осмысления воспринятого;
• практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

• действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
• интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Некоторые педагоги выделяют и другие закономерности педагогического процесса.
При организации педагогического процесса их надо знать и учитывать.
Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса.

Принципы педагогического процесса.
Современные педагоги выделяют принципы организации и принципы руководства педагогическим процессом.
Выделяются следующие принципы организации функционирования педагогического процесса:

• Принцип научности
• Общественно значимая целевая направленность педагогического процесса.
• Комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса.
• Принцип активности субъектов педагогического процесса.
• Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса.
• Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса.
• Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса.
• Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса.
• Создание комфортного психологического климата.
• Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: