Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Подходы к определению структуры педагогического процесса:
1. Целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях.
2. Содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения.
3. Деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.
4. Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.
5. Ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы.
Главными этапами можно назвать:
- Подготовительный (создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью);
- Основной (осуществление педагогического процесса);
- Заключительный (нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе).
Закономерности педагогического процесса (обучение и воспитание) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.
Различают две группы закономерностей:
1. Группа – действует на макро и микросоциальном уровнях:
- Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества и т.д..
- Зависимость педагогического процесса от региональных условий и т.д..
2. Группа – действует на межличностном и личностном уровнях:
- Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности.
- Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса.
- Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями ее взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития.
- Закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемыми содержанием, методами, формами педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса – общие положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса:
3. Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе).
4. Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся.
5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся.
6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
7. Принцип опоры наположительное в человеке, на сильные стороны его личности.
8. Принцип научности.
9. Принцип гражданственности.
10. Принцип наглядности.
11. Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании.
12. Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности.
13. Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов.
Проблема целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка цели образования и воспитания в директивных документах («Закон об образовании в Республике Беларусь» и др.)
Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.
Цели образования формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия.
Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.
В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и др.. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей сраны, профессиональ-труженник, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.
Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в ред. От 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (2006) и др. директивных документах в области образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании РБ» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
В настоящее время цель – идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:
- Формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии.
- Подготовка к самостоятельной жизни и труду.
- Формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.
- Овладение ценностями и навыками здорового образа жизни.
- Формирование культуры семейных отношений.
- Создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.
Содержание образования. Источники и теории формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Совершенствование содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
Содержание образования – педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности.
Структура содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2. Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу (система умений и навыков).
3. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.
4. Опыт творческой деятельности.
Содержание образование может быть структурированно также по основным его отраслям:
- Общее образование – процесс и результат овладения индивидом основами наук, получения профессионального образования.
- Политехническое образование – является составной частью общего образования, процесс и результат овладения учащимся научными основами производства.
- Профессиональное образование – процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью.
Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования.
Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Кант, И.Ф.Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование» - такое развитие способностей человека, которое делает его пригодным для всякого рода работы. По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.
Сторонники «материального образования» (Я.А. Каменский, Г. Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщением ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».
К.Д. Ушинский и др. педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом.
Тенденции совершенствования содержания образования:
1. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству.
2. Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деятельности.
3. Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами.
4. Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору.
5. Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира.
6. Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом «Об образовании в РБ» (ред. от 19.03.2002). В РБ устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты РБ содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.
Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Государственные образовательные стандарты – документация служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.
Государственный стандарт определяет:
1. Минимум содержания основных образовательных программ.
2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
3. Требования к уровню подготовки выпускников.
На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов:
- Учебный план – документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это время (базисный, типовой, носит рекомендательный характер, учебный план средней школы).
- Учебная программа – нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему (типовые, рабочие, личностно-индивидуальные).
Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они определяют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.
Дидактика как теория обучения и образования. История развития
дидактики. Предмет, основные категории и задачи дидактики.
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Впервые, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А.Каменски. В началеXIX вв. немецкий педагог И.Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли: И. Гербарт, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области: П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский и др..
Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Задачи дидактики:
1. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации.
2. Разрабатывать более совершенную организацию обучения, новые обучающие системы, технологии и др..