Подчеркните глаголы как члены предложения

Разделите глаголы на группы по категории времени и дополните группы своими примерами.

Обозначьте глаголы I спряжения и выделите окончания.

Обозначьте глаголы 3 лица единственного и множественного числа. Поставьте их в начальную форму.

Укажите, если есть, переходные глаголы. Объясните, почему они являются переходными.

Обозначьте род у глаголов. О чём нужно помнить, выполняя это задание?

Выполняя это упражнение, учащиеся находят глаголы в тексте, обозначают их грамматические категории, выделяют морфемы, определяют синтаксическую роль глаголов, приводят примеры слов с заданными грамматическими параметрами, вспоминают о различиях в грамматических категориях глагола в русском и родном языках.

II. Прочитайте текст, переведите с коми-пермяцкого языка на русский.

Шондi сайӧвтчис вӧр сайӧ. Руыс пондiс ульсавны. Эзӧ пондӧ карзыны ракаэз., оз ни чивзӧ воробейез, пичиккез, дугдiсӧ вӧтлiсьны типпез сьӧрын кырнышшез. Эз пондӧ шушкыны и курӧг ферма дынын кӧззэз, кӧдна не ӧтiк дас год сьӧрна ни гажӧтӧны этӧ местасӧ. Лоис лӧнь. Только деревнясянь кылiс челядьлӧн чирзӧм да Тшакыль шор сайын баксiс кинлӧнкӧ сёрмӧм мӧс.

(Перевод: Солнце скрылось за лесом. Воздух стал сыреть. Перестали каркать вороны, не чирикают уже воробьи, трясогузки, престали преследовать цыплят вороны. Престали шуметь и возле птичьей фермы козы, которые в течение не одного десятка лет уже веселят здешние места. Стало тихо. Только со стороны деревни слышны детские крики да за речкой Тшакыль мычала чья-то запоздалая корова.)

Задания:

Какая грамматическая категория объединяет глаголы, употребленные в тексте?

Выделите окончания глаголов. Как выделяют такую морфему в родном языке?

Какое отличие существует в формах времени у русских и коми-пермяцких глаголов? Составьте сопоставительную таблицу.

Поставьте 5 глаголов на выбор в настоящее время, 3 глагола во 2-е лицо единственного числа, 2 глагола в неопределенную форму.

Обозначьте род у глаголов в переведенном тексте, где это возможно. Что вы знаете о категории рода у русских глаголов?

При выполнении этого упражнения шестиклассники учатся сопоставлять грамматические категории русского и коми-пермяцкого глагола, изменять грамматическую форму русского глагола в соответствии с заданными параметрами, осознанно применять языковые знания в устной и письменной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: