Народная художественная культура. бельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры

бельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры.

В интерьере жилого пространства, как среднего яруса троичной структуры, архитектурного декора почти не было. Исключение составляли жилища Урала и Сибири, где в ин­терьере активно использовалась роспись. Роль декора в об­разном строе избы переходит к предметно-художественному ансамблю (убранству жилья тканями, предметам декоратив­но-прикладного искусства, предметам обстановки). Образы архитектурного декора повторяются в декоре предметов, что объединяет жилище в ансамбль. Основу ансамбля интерьера избы составляла горизонтальная иерархия пространства. Композиционным центром интерьера был красный угол («божий», «святой» угол). Здесь «обитал» Бог, собиралась вместе вся семья, происходили торжественные события (свадьба, похороны). Здесь помещался стол (стол в доме вос­принимался как престол в церкви). В противоположность красному углу, печь была древним языческим центром жи­лища, а запечное и подпечное пространство - обиталищем домового. В вертикальной структуре интерьера особое значе­ние придавалось полу и потолку, как границам с обиталищем злых духов (подпольем и чердаком). Важное смысловое зна­чение имела матица - поперечный брус, поддерживающий доски потолка, как основной конструктивный элемент дома. Она символически делила пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное поме­щение. Подполье в троичной структуре избы, по представле­ниям крестьян, — подземный мир, полный таинственных ду­хов и нечистой силы - не получил закрепления в образах ар­хитектурного декора, вероятно, из нежелания привлечь не­чистую силу в жилище.

Таким образом, художественно-образная система жи­лища не просто отражала представление крестьянина о ми­роустройстве, но и была способом образно-художественного освоения мира, так же, как народное ис­кусство в целом.


Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве

Слово «хоромы» в древности означало жилой дом («хоромъ», «хоромина»), а позже - большой жилой дом богатого владельца. Следовательно, хоромы, как и изба, представляли собой тип жилища, деревянный или наполовину деревянный, в отличие от каменных палат.

Сведения о хоромах содержатся в археологических, письменных и графических источниках, фольклоре, древ­нерусской живописи. Археологические раскопки в Новго­роде, Киеве и некоторых других русских городах дают представление о планировке и конструкции древнерусских хором. В Новгороде были найдены сооружения сложной конфигурации, состоящие из пристроенных друг к другу клетей. Эти сооружения располагались внутри огромных по своей площади усадеб, окруженных со всех сторон часто­колом. Жилые и хозяйственные постройки усадьбы были соединены бревенчатыми дорожками. Археологи утвер­ждают, что хоромы могли иметь 2-3 этажа.

Среди письменных источников для нас особо инте­ресны летописи и записки иностранных путешественников, оставивших свои свидетельства об облике древнерусских городов, дворцах и хоромах, а также отечественные описа­ния хором XV-XVII веков.

Графические источники - в основном книжные ми­ниатюры - сохранили внешний облик хором, каменных па-.* лат и дворцов. По ним мы можем представить внешний об­лик этих сооружений, относящихся к XV-XVII векам.

Былины дают наиболее образное описание внешнего облика, внутренней структуры, декоративного убранства и функционирования помещений хором. Именно по ним мы можем частично воссоздать художественно-образную сис­тему этого вида сооружений. В былинах запечатлен образ хором XV-XVII веков, но специалисты, основываясь на ус-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: