крыльца. Крыльцо могло быть «переное» (с перилами). «Рундуки» - площадки под «всходами» (лестницами) -опирались на массивные резные столбы. Над парадным «красным» крыльцом возводились затейливые крыши и башенки.
Окна в хоромах были как волоковые, так и «косяща-тые». Красные окна могли быть слюдяными или даже «стекольчатыми», стекла ((хрустальными» или «аглицкими». Полы преимущественно делали дощатыми, но иногда они мостились дубовыми брусками в виде кирпича, раскрашенными в шахматном порядке черным и зеленым цветом. В былинах также упоминаются полы, выложенные металлическими плитками: «Пол — середа одного серебра».
Помещения хором делились на «покоевые», «непо-коевые» (парадные) и служебные. К парадным относились:
- «повалуша», являвшаяся парадным залом;
- «гридня» («гридница») - помещение для пиров кня
зя с дружиной;
- сени -которых в хоромах было много. Они могли
быть передними и задними. Парадные сени выполняли ту
же функцию, что ранее гридня. Здесь размещался и княже
ский престол;
|
|
- «горница» — помещение на верхних этажах («гор
ний» - высокий), предназначавшееся для торжественных
обедов, свадеб и т.п.;
- «светлица» - комната с большими окнами во всех
четырех стенах, встречавшаяся преимущественно на жен
ской половине.
- покоевые палаты — никогда не примыкали вплот
ную к парадным, они отделялись сенями и переходами. К
покоевым относились:
- спальная палата» («ложня», «постельные хоромы»);
- ((моленная» («крестовая»);
- скотница» - помещение для хранения казны;
Народная художественная культура
- сенник» - летняя спальня, фигурировавшая, например, в свадебных обрядах.
В хоромах существовала особая «женская половина».
- служебные помещения.
- медуша» (в «Повести временных лет» упоминается
«княжа медуша»);
- погреб;
- В подклете также находились кладовые, амбары, «мыльни», «стряпущие» (кухни).
Художественно- Свое происхождение хоромы
образная система хором "ВДУ" от Древнего жилища, от
крестьянского дома.
Следовательно, в главных
составляющих - в идейно-образном содержании, семантике, ансамблевости - образные системы двух типов сооружений едины. Но в художественном решении хором были, несомненно, и свои особенности. Сегодня почти не осталось наглядных образцов, чтобы воссоздать эту художественно-образную систему. Вот почему особую ценность приобретают материалы фольклора, и в частности былин, дающие образно-поэтическое описание хором, воссоздающие именно их образный строй. Дополнить картину могут некоторые археологические находки деталей архитектуры и мебели хором.
Во внешнем облике древних хором, например, новгородских, архитектурный декор сосредотачивался, в основном, на верхней части сооружения. В хоромах прослеживается древний тип народного жилища, направленного в высоту и ориентированного на взаимодействие с небом. В былинах терема часто величаются «златоверхими», «расписными». Фигурные крыши, башенки, дымники были расписаны травным и зооморфным орнаментом. Дымники, кроме того, украшались ажурной резьбой. Все это дополнялось резными причелинами. Волоковые окна ничем не выделя-322
|
|