Основные виды и жанры народного художественного творчества. крыльца. Крыльцо могло быть «переное» (с перилами)

крыльца. Крыльцо могло быть «переное» (с перилами). «Рундуки» - площадки под «всходами» (лестницами) -опирались на массивные резные столбы. Над парадным «красным» крыльцом возводились затейливые крыши и башенки.

Окна в хоромах были как волоковые, так и «косяща-тые». Красные окна могли быть слюдяными или даже «сте­кольчатыми», стекла ((хрустальными» или «аглицкими». Полы преимущественно делали дощатыми, но иногда они мостились дубовыми брусками в виде кирпича, раскрашен­ными в шахматном порядке черным и зеленым цветом. В былинах также упоминаются полы, выложенные металли­ческими плитками: «Пол — середа одного серебра».

Помещения хором делились на «покоевые», «непо-коевые» (парадные) и служебные. К парадным относились:

- «повалуша», являвшаяся парадным залом;

- «гридня» («гридница») - помещение для пиров кня­
зя с дружиной;

- сени -которых в хоромах было много. Они могли
быть передними и задними. Парадные сени выполняли ту
же функцию, что ранее гридня. Здесь размещался и княже­
ский престол;

- «горница» — помещение на верхних этажах («гор­
ний» - высокий), предназначавшееся для торжественных
обедов, свадеб и т.п.;

- «светлица» - комната с большими окнами во всех
четырех стенах, встречавшаяся преимущественно на жен­
ской половине.

- покоевые палаты — никогда не примыкали вплот­
ную к парадным, они отделялись сенями и переходами. К
покоевым относились:

- спальная палата» («ложня», «постельные хоромы»);

- ((моленная» («крестовая»);

- скотница» - помещение для хранения казны;


Народная художественная культура

- сенник» - летняя спальня, фигурировавшая, напри­мер, в свадебных обрядах.

В хоромах существовала особая «женская половина».

- служебные помещения.

- медуша» (в «Повести временных лет» упоминается
«княжа медуша»);

- погреб;

- В подклете также находились кладовые, амбары, «мыльни», «стряпущие» (кухни).

Художественно- Свое происхождение хоромы

образная система хором "ВДУ" от Древнего жилища, от

крестьянского дома.

Следовательно, в главных

составляющих - в идейно-образном содержании, семанти­ке, ансамблевости - образные системы двух типов соору­жений едины. Но в художественном решении хором были, несомненно, и свои особенности. Сегодня почти не оста­лось наглядных образцов, чтобы воссоздать эту художест­венно-образную систему. Вот почему особую ценность приобретают материалы фольклора, и в частности былин, дающие образно-поэтическое описание хором, воссоздаю­щие именно их образный строй. Дополнить картину могут некоторые археологические находки деталей архитектуры и мебели хором.

Во внешнем облике древних хором, например, новго­родских, архитектурный декор сосредотачивался, в основ­ном, на верхней части сооружения. В хоромах прослежива­ется древний тип народного жилища, направленного в вы­соту и ориентированного на взаимодействие с небом. В бы­линах терема часто величаются «златоверхими», «распис­ными». Фигурные крыши, башенки, дымники были распи­саны травным и зооморфным орнаментом. Дымники, кроме того, украшались ажурной резьбой. Все это дополнялось резными причелинами. Волоковые окна ничем не выделя-322



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: