- основными фигурами являются круги или линии (в
центре круга разыгрывается действие, в линейном построе
нии две противоположные линии ведут диалог);
- изменяется роль заводилы хоровода, от которого тре
буется не умение изобретать фигуры, а актерское мастерство
и хорошие вокальные данные.
При всем сходстве хороводы в каждом районе России исполняются по-своему, в своей манере, в разном темпе с различным составом участников.
Общепринятая в этнографии система деления территории России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разнообразие изменения танцевальных традиций и представляется нам достаточно органичной для изучения региональных особенностей русского народного танца.
Северный регион: Архангельская, Вологодская Ленинградская, Новгородская области, север Костромской Ярославской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.
|
|
Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.
Центральный регион: Московская, Владимирская центральная и южная часть Тверской, Ярославской Костромской Ивановской, Нижегородской областей, восточные районы Смоленской и южные районы Псковской областей.
Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области На границе с Белоруссией и Украиной сформировались другие этнические зоны: русско-белорусское пограничье (Ьрянская область и западные районы Смоленской области) и * русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская юж- > ные районы Воронежской области).