плетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором). У А.Н.Афанасьева читаем: «Как простоволосие считается за грех для замужних, так «самокрутье» (убирать голову по-бабьи) — для девиц». «Открыть женщине волосы на людях считалось страшным грехом, так как это «освобождение своей магической силы и тем самым- бунт против чужого рода и брачных уз, ее к нему привязавших».' С растрепанными, спутанными волосами представлялись славянам лишь представительницы нечистой силы - ведьмы, русалки. О нечесаной девке говорили: «Ходит как русалка». Вместе с тем бывало, что женщинам позволялось распускать волосы и как бы освобождать свою половую силу. Например, во время родов, проведения сохой магического круга для предохранения селения от морового поветрия и проч.
Женским головным убором, входившим в поневный комплекс, была сорока, которую умела шить каждая крестьянка. Название «сорока» можно объяснить пестротой используемых материалов и названием отдельных ее частей («крылышки», «подкрылки», «хвост»). В этом названии, возможно, содержится отождествление с птицей сорокой, которую вешали в конюшнях для оберега. Вероятно, и головной убор сорока служил оберегом от домового, который, по поверью, мог утащить женщину за волосы на чердак.
|
|
Остовом сороки была «кичка» (от слав, слова «утка») — твердо простеганная налобная накладка подковообразной (рогатой), лопатообразной, круглой или какой-либо другой формы, К ней пришивали чепчик («волосник») на вздержке, под который убирали волосы. Затылок непременно прикрывался бархатным, шелковым или бисерным «позатыльником» прямоугольной формы. Сверху на эти детали надевался своеобразный чехол, который также мог называться «сорока» либо «обвязка», «верховка». Вокруг этих основных деталей и
' Гоген-Торн НИ. Магическое значение волос и головных уборов в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ.-1933.-№5-6-С.76-88.