Структура педагогической психологии

3 раздела: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);

Психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающегося;

Психология педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);

Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

В педаг. психологии используются преимущественно эмпирические методы. Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. Беседа – широко распространенный в педаг. психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д. Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основой задаче исследования вопросы. Эксперимент – центральный метод научного исследования. Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и др.) продуктов его деятельности. В педаг. психологии в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, рисунков и др.

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру.

Взаимосвязь обучения и воспитания:

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется.

Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.

Для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения посредством его содержания, форм и методов.

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она напрвлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: