Предмет и задачи психологии труда

Психология трудовой деятельности – это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

Психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок и т.д.);

Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

Психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

Функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

Психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

Инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т.д.

Псих. трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных особенностей и т.д.).

Функции труда: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная, создания и потребления художественных ценностей.

Основные методы псих. труда:

Анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т.п.) – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

Наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности;

Хронометраж – оценка временных параметров трудового процесса;

Опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) – получение письменной и устной информации от субъекта труда;

Самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;

Трудовой метод – информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;

Биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути;

Физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности;

Эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Классификация профессий в психологии труда. Е. А. Климовым предложении «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа. Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объективных систем:

Человек-живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

Человек-техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор и т.д.;

Человек-человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.д.;

Человек –знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.д.;

Человек-художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.д.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

Гностические профессии – дегустатор, контролер, социолог, корректор и т.д.

Преобразующие профессии – мастер-животновод, токарь, учитель, бухгалтер и т.д.

Изыскательские профессии – летчик-наблюдатель, инженер-конструктор, воспитатель, программист и т.д.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

Профессии ручного труда – контроле слесарных работ, лаборант химического анализа; ветеринар, слесарь и т.д.;

Профессии машинно-ручного труда – токарь, водитель, машинист экскаватора и т.д.;

Профессии и связанные с применением автоматических и автоматизированных систем – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.д.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда – актер, акробат и т.д.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:

Работа в помещении с нормальным микроклиматом – лаборанты, бухгалтеры и т.п.

Работа на открытом воздухе – агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т.д.

Работа в необычных условиях – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.д.;

Работа в условиях повышенной ответственности – воспитатель детсада, учитель, следователь и т.д.

Профессионально важные качества субъекта труда. Субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Для того, чтобы стать субъектом необходимо:

Достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности;

Удовлетворенность трудом;

Адекватное отражение объекта труда;

Развитие системы саморегуляции;

Усвоение общественно выработанных способов деятельности;

Развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Работоспособность – возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: