Природа и функции образовательных инноваций

Проблема «инноваций» тесно связана с важнейшими стратегическими направлениями исследования и модернизации образования и образовательной политики.

Термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии и был непосредственно связан с идеей диффузии культурных феноменов. Этот подход, дифференцирующий пространственное и временное распространение (диффузию) нововведений, рассматривающий изменения в культуре как некий процесс, происходящий во времени, обладающий разными скоростями, широко распространён и в настоящее время. Инновации при таком подходе рассматриваются как основание изменений в культуре, как распространение особенностей культуры или субкультуры за её собственные пределы. Для операционального определения инновации последняя противопоставлялась традиционным формам действия, мышления и поведения. То, что выходило за рамки традиции и обычая то и является инновацией, — такова позиция культурной антропологии в первой половине XX века [11].

Рассмотрим вслед за В. И. Слободчиковым несколько ключевых понятий инновационного развития:

• инновация — конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;

• инновационная деятельность— создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;

• инфраструктура инновационной деятельности —организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности [11].

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1. научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

2. проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3. образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации [11].

Рассмотрим схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

• источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

• инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

• деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

• инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

• новый тип или новая форма общественной практики [11].

Собственная потребность в обновлении образования и всей социальной сферы требует особого внимания к инновационным процессам, к тому, что мешает и что способствует возникновению и распространению психолого-педагогических нововведений. Особое значение для понимания и стимулирования обновления образования имеют категории: новое, новаторство, новация, нововведение, инновация, инновационный процесс, а также противоположные категории и понятия: отжившее, рутинное, консерватизм, прожектерство и др.

Новое в психологии и педагогике — это не только идеи, подходы, методы, технологии работы с человеком или коллективом (их изучение, совершенствование, преобразование), которые в представленном виде, в подобных сочетаниях еще не выдвигались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы обучения и воспитания, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и образования. Новое, таким образом, содержит в себе прогрессивное. Тем не менее понятие «новое» не всегда полностью коррелирует с понятиями «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием — «современное». Передовое, современное всегда сохраняет многое из традиционного. В педагогической практике это особенно наглядно: вера в человека, ориентация на его лучшие стороны, умение общаться и сотрудничать, сообщающие и репродуктивные методики обучения, диалог, обращение к воспитательным возможностям коллектива — эти и многие другие далеко не новые положения сохраняются, получают «второе дыхание» в самых новейших педагогических системах и технологиях [5].

Указанная позиция определяет содержание понятий педагогическое новшество и педагогическое нововведение.

Новшество — это система или элемент педагогической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные задачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества.

Педагогическое нововведение — введение новшеств в практику работы (новаторская практика).

Педагогическая инновация чаще всего понимается как проникновение нововведений в более широкую практику (приставка «ин» означает проникновение внутрь определенной среды).

Инновационные процессы в образовании — это процессы возникновения, развития, проникновения в широкую практику педагогических нововведений.

Субъектом этого процесса выступают: педагоги-новаторы (психологи, управленцы) и новаторские коллективы. В широком смысле слова можно именовать новаторами всех творчески работающих, стремящихся к обновлению арсенала своих средств преподавателей и воспитателей. Новатор — это автор новой педагогической системы, т. е. совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Мы вправе в этом смысле говорить о Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Эльконине, В. В. Давыдове, Л. В. Занкове именно как о педагогах-новаторах.

Инновационной деятельностью занимается и гораздо более широкий круг творческих педагогов, которых условно можно назвать изобретателями, модернизаторами. Они не создали собственных педагогических систем, но ввели новые или серьезно усовершенствовали элементы существующих систем, по-новому их скомбинировали, добиваясь на этой основе положительных результатов. Наконец, есть еще более широкий отряд мастеров педагогического труда, быстро воспринимающих и умело использующих и традиционные, и новые подходы и методы. Деятельность всех указанных категорий педагогов и психологов, тесно связанная с развитием психолого-педагогической науки, несущей в практику новые идеи, новое содержание и обновляемую технологию, и составляет инновационный педагогический поток [2].

Педагогические инновации явным образом обнаруживают себя лишь в самой образовательной практике, в тех последствиях, которые они порождают при своей реализации. Тем самым инновационная деятельность в образовании приобретает прикладной характер, характер практической разработки, которая целевым образом из бюджета не финансируется [9].

Приведём пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований из истории отечественного образования:

· источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;

· инновационное предложение — научный коллектив Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;

· технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;

· инновационный процесс — открытие лаборатории и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

· новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики [11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: