Экспорт товаров и услуг предполагает, что производственные мощности компании располагаются в ее стране происхождения, а готовая продукция отправляется на реализацию за рубеж, что позволяет фирме увеличить объем продаж товаров, платить умеренную цену за ресурсы и уменьшить риски. При поставке товаров на экспорт возникает множество проблем, связанных с перемещением товаров на большие расстояния, с зарубежным и внутренним законодательством, иностранной валютой и, конечно же, культурой. Но такого рода затраты в сравнении с необходимым для строительства заводов за рубежом объемом инвестиций весьма невелики. С другой стороны, американская фирма-поставщик высокотехнологичного оборудования Gerber Scientific предпочитает не участвовать в зарубежных операциях напрямую, ибо удовлетворена уровнем спроса на ее машины и оборудование на международных рынках. Значительных успехов на зарубежных рынках добиваются малые и средние предприятия. Так, исследование Национальной ассоциации малых предприятий США показало, что в 1994 г. каждая пятая компания с численностью персонала менее 500 человек экспортировала свои товары и услуги, а прирост объема зарубежных продаж в сравнении с 1993 г. составил 9 %5.
Экспорт товаров из развитых в слаборазвитые страны получил название контрторговли. Контрторговля представляет собой бартерный обмен (обмен товаров на товары). По некоторым оценкам доля бартерных операций в мировой торговле составляет около 20 /6.