Мелкие и средние фирмы используют два основных способа выхода на международные рынки. Первый — поиск источников зарубежных поставок (по меньшим ценам), второй — выход на рынки готовой продукции других стран (экспорт, лицензирование и прямые инвестиции). В совокупности оба эти способа являются стратегиями выхода на рынок, так как представляют собой различные методы продажи товаров или услуг за границей (см. рис. 4.4). Большинство фирм начинает с экспорта и доходит до прямых инвестиций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЕСУРСОВ
Использование ресурсов в глобальном масштабе означает, что компания участвует в
(еждународном движении рабочей силы, т. е. производит продукцию в тех странах,
которых использование трудовых и материальных ресурсов сопряжено с наимень-
мми издержками. Так, европейская компания, к примеру, может разорвать кон-
ikt с местным поставщиком сырья и заключить договор с австралийской фирмой,
•едящейся за много тысяч километров от нее. Новейшие телекоммуникационные
|
|
юлогии позволяют использовать удаленные ресурсы и компаниям-поставщикам
Например, американский Citibank привлекает относительно недорогую, и вме-
с тем обладающую высокой квалификацией рабочую силу в Индии, Гонконге,
стралии и Сингапуре (управление базами данных компании, бухгалтерский учет и
ботка новых глобальных финансовых услуг). Компания М. W. Kellogg (строи-
ьство электростанций и химических предприятий) доверяет все архитектурно-
кенерные работы в различных странах мира своему мексиканскому партнеру.
Часть 2. Внешняя среда менеджмента
Глава 4. Менеджмент в глобальном масштабе