Всякий перцептивный опыт есть конечный продукт категоризации

Причины:

1. все воспринимаемое относится к некоторому классу и лишь через него приобретает свое значение. Брунер утверждал, что существование предметов, событий и ощущений, которые не относятся ни к какой категории можно считать сверхъестественным.

Категоризация часто является скрытым или бессознательным процессом, но это не освобождает от объяснения, откуда берутся категории. Категории разделяются на первичны е (движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство), но им должна предшествовать категория тождества, первичные категории существуют до опыта, и на вторичны е. Вторичные категории связаны с обучением, направленное на выделение признаков предметов, определение их значения и т.д.

2. Восприятие в большей или меньшей степени соответствует действительности – функция репрезентации реальности. Говоря, что восприятие соответствует действительности, подразумевается, что результаты восприятия можно более или менее точно предсказать, потому что должно существовать некое соответствие (конгруэтность) между тем, что мы видим, осязаем и обоняем. Также категоризация восприятия является основой для соответствующей организации действий, направленных на объект (яблоко). И чем адекватнее системы категорий, построенные таким образом, тем больше возможность предсказания других свойств соответствующего предмета или события (горячий чай за стеклом, холодная вода осенью в пруду).

Доступность категории характеризуется:

  1. Наш Предмет узнается быстрее и легче.
  2. Большое количество предметов будут правильно или неправильно идентифицироваться как наш предмет.
  3. Правильное, наиболее подходящие, отождествление этих раздражителей с другими предметам (не нашим предметом), будет замаскировано.

Чем чаще встречаются в данном контексте примеры данной категории, тем выше доступность категорий.

Доступность категорий, с помощью которых человек идентифицирует объекты, должна отражать не только вероятности объектов среды, соответствующим эти категориям, но и требования поиска, обеспечивающие потребности человека.

Категории взаимосвязаны друг с другом.

Процесс категоризации подобен процессу перцептивной задачи (процесс принятия решения), (на примере с камином):

1. Первичная категоризация – явление внешнего мира должно быть перцептивно выделено из окружения, и чтобы этому явлению были приписаны определенные пространственно-временные и качественные характеристики. Например: должны быть приписаны значения предмет, звук, движение. (Прямоугольный плоский предмет)

2. Поиск признаков. Процесс более точной идентификации воспринимаемого предмета с помощью дополнительных признаков. Предмет воспринимается как феноменальная непосредственность, как книга или пепельница. Обычно имеется близкое соотношение между определениями категорий и признаков стимулов. Максимальная открытость для стимуляции (плитка это или книга?Но плитка находится в другом месте, значит это кинга).

3. Подтверждающая проверка. Когда сделаны попытки отнести предмет к определенной категории, снижается степень открытости для стимуляции, ищутся дополнительные свойства подтверждающие пробной категоризации (увидел позолоту, и выяснил название книги).

4. Окончательное подтверждение. Характерно резкое снижение чувствительности к посторонним раздражителям: несовместимые признаки либо отсеиваются, либо нормализуются.

Соответствие между признаками и категориями:

Категорию можно рассматривать как совокупность признаков, в зависимости от котрых объекты группируются как эквивалентные.

При наличие сенсорного сигнала, одинаково хорошо согласующегося с двумя непересекающимися категориями, верх одержит более доступная из них.

Адекватное восприятие требует усвоение категорий и систем категорий, соответствующих событиям и предметам, с которыми имеет дело субъект в физическом мире.

Важно, что чем ошибочней установка (правильное и неправильное восприятие), тем больше должна быть избыточность признаков, для осуществления правильной категоризации.

Готовность категорий.

  1. Частота появления объекта в стимульном потоке. Эксперименты Дж. Брунера и Л.Постмана (1949) по исследованию восприятия нецензурных слов. Биттермен и Книффин в исследовании, посвященному распознаванию запретных слов и нейтральных снов, показали, что в ходе эксперимента порог для запретных слов снижается по мере того, как испытуемый начинает ожидать их появления. Брунер и Постман обнаружили, что повторное предъявление раздражителей, между которыми имеются некоторое несоответствие низкой вероятности, ведет к заметному снижению порогового времени, необходимого для распознавания элементов несоответсвия.
    1. ожидание субъекта в данный момент времени. Эксперименты Дж. Брунера и А. Митерна по исследованию восприятия ряда букв и цифр (1953).

Неготовность к восприятию – несоответствие тех или иных событий в окружающей среде, либо неучетом потребностей самого субъекта, либо и тем и другим.

Неадекватные категории – воспринимающий субъект располагает набором категорий, не подходящих для адекватного предсказания событий (африканец и полисмен, иностранный язык).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: