Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений

Герман фон Гельмгольц (1821-1894) – его общий подход к проблеме восприятия сугубо естественнонаучный.

Восприятие – чувственное представления о существовании, форме и положении внешних объектов. Основа восприятия – ощущение, которые должны быть главной целью изучения.

Закономерности формирования перцептивного образа:

Первое общее правило: при любых воздействиях на органы чувств, пусть даже необычных, мы всегда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обычных условиях, если получили тоже впечатление. Иллюзия возникает вследствие неправильной интерпретации содержаний чувственных ощущений.

Восприятия появляются как результат неосознаваемой психической деятельности и по своей форме напоминают умозаключения – бессознательные умозаключения. Бессознательные умозаключения непреодолимы. Связь между ощущением и восприятием в значительной степени основана на приобретенном опыте, т.е. на психической деятельности.

Второе общее правило: Опосредственность содержания образа восприятия прошлым опытом субъекта. Образ восприятия – это всегда обобщенный образ внешнего объекта. Не весь субъективный опыт нами осознается, некоторая часть не входит в образ восприятия. Гельмгольц четко ставил вопрос о двойственности восприятия. Для привлечь своего внимания к ощущениям необходимо отвлечься от предметного содержания чувственного образа, что легче сделать в необычных условиях.

Примеры: Слепое пятно, открытое Мариоттом, комбинационные тоны в области слуха, послеобразы ярких объектов, пациент страдающий какой-либо глазной болезнью замечает летающих мух, клецки стекловидного тела. Потеря зрения одним глазом, который не замечает человек. Субъективные ощущение: предметный образ и чувственная ткань.

Общий субъективный признак зрительных явлений: они сопровождают движение взгляда по полю зрения, и приписываются нами внешним объектам.

В основе 3 вида образов:

Образ в представлении – относится только к впечатлениям, не имеющим текущей чувственной основы, это образ прошлых впечатлений.

Перцептивный образ – относится непосредственно к восприятию, которое сопровождается соответствующими чувственными ощущениями.

Первичный образ – относится к совокупности чувственных впечатлений, формирующихся на основе текущих ощущений и не имеющих в своей основе прежнего опыта.

Механизм формирования образа – синтез первичного образа и образа представления, который осуществляется посредством бессознательных умозаключений.

Бессознательные умозаключения:

  • Подобным по своей природе логическим умозаключениям
  • Неосознаваемые, поэтому непреодолимы
  • Отвечают на вопрос о том, какой предмет воздействовал на рецепторную поверхность, в результате чего произошло возникновение определенного первичного образа.

Как можно определить, какова роль первичного образа?

Необходимо отвлечься от предметного содержания, например, создавая ситуацию необычного наблюдения.

Пример: инвертированное зрение, которое можно осуществить при помощи инвертоскопа – оптического прибора при помощи которого можно перевернуть изображения на сетчатке.

Причины иллюзий:

  1. нарушение нормального восприятия: дефицит времени, дефицит опыта
  2. нарушение нормальных условий наблюдения.

Процессуальный аспект восприятия: носит активный характер.

Гельмгольц стоял на позиции эмпиризма и критиковал нативистическую точку зрения за излишнее усложнение природы познавательных процессов.

Истинность чувственного восприятия имеет смысл не сама по себе, а по отношению к практическому использованию этого предмета, а это означает, что в образе восприятия нам открываются те из многочисленных его свойств, которые появляются в процессе практического взаимодействия человека с миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: