Эксперимент с восприятием размеров может в группах бедных и богатых детей (Брунер, Гудмен)

  • 3 группы детей в возрасте 10 лет: 2 экспериментальные – 10 детей из «богатых» и 10 из «бедных». 1 группа – контрольная.
  • В экспериментальных группах давали для оценки реальные монеты, а в контрольной группе – картонные кружки.
  • На экране монитора показывали кружки, размер которых ребенок мог изменять.
  • Задача оценить размер монет достоинством от 1 до 50 центов. 1, 5, 10, 25, 50.
  • 1-я серия эксперимента: оценка монет осуществлять по памяти.
  • 2-я серия: оценка осуществлялась при наличии монет в поле зрения.

Полученные результаты показали, что величины монет, т.е. социально значимых объектов, оценивалась на 15-35% выше, чем кружочков.

С увеличением номинала монеты растет отклонение ее кажущейся величины от действительного размера. Исключение составила монета достоинством в 0,5 доллара и авторы предположили, что ее субъективная ценность ниже из-за редкой встречаемости в сравнении с четвертаком.

Этот результат убедительно доказывает подверженность восприятия социально ценных объектов воздействию поведенческих детерминант.

Сравнение точности установок «бедных» и «богатых» детей показало, что «бедная» группа переоценивала величину монет гораздо больше, чем «богатая».

Это подтверждало вторую гипотезу авторов о влиянии силы потребности испытуемых на точность восприятия размера монет.

Представляется, что для номиналов не выше четверти доллара влияние неопределенности проявляется в большей близости оценки к действительной величине, иными словами, оно способствует действию автохтонных детерминант. Для более высоких номиналов неопределенность, напротив, благоприятствует поведенческим факторам, вызывая большее отклонение оценок от действительной величины. В "богатой" группе монета в полдоллара переоценивается при предъявлении на 17,4%, а по памяти - на 34,7%.

Неопределенность у этой группы дает, по-видимому, лишьодин результат: снижение всех оценок, приближение их к действительной величине объектов. Она даже устраняет спад кривой для монеты в 10 центов. Какобъяснить это различие? Почему у "богатых" детей

неопределенность освобождает поведенческие детерминанты, а у "бедных" подавляет?

У "бедных" детей, судящих о величине монет попамяти, место ослабленной фантазии занимает волнующее присутствие драгоценной монеты; у богатыхже детей неопределенность восприятия дает свободу сильному и активному воображению

По Брунеру центральный механизм восприятия – перцептивная готовность. Влияние перцептивной установки на восприятие было орошо исследовано различными авторами:

· Эксперименты Дж. Брунера и Л.Постмана было показано, что для опознания бессмысленных слов, содержащих высокочастотные сочетания букв, требуется меньше времени экспозиции, чем для менее встречающихся сочетаний букв.

· В тахистоскоп предъявлялись обычные карты и карты, масть которых не соответствовала цвету (красный крестовый король). Результаты показали, что порог опознания необычных карт был в 4 раза выше, чем обычных.

· В эксперименте Брунера и Постмана при инструкции опознавать слова связанных с пищей, было получено, что времени необходимо меньше, чем на опознание слов при инструкции опознавания слов связанных с пищей и цветом, что показывает увеличение перцептивного процесса при установке на опознание объектов, принадлежащих определенному классу.

Мотивационная направленность восприятия:

Исследование Мак-Клеланда и Либерман по опознанию слов негативного содержания, связанных с переживанием неудачи.

  • Испытуемых разделили на три группы: в зависимости от выраженности у них мотива достижения
  • Результаты показали, что испытуемые со средним уровнем мотива достижения эти слова опознают менее быстро, чем испытуемые с высоким и низким уровнем мотивации.

Перцептивная защита:

· Впервые описана в работах З.Фрейда и А.Фрейд.

· Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию тревожности и уровню перцептивной защиты.

· Эксперименты Брунера и Постмана с нецензурными словами, порог узнавания которых выше.

Влияние личности человека на восприятие:

Тест Г.Роршаха.

Выводы:

  1. Установки имеют влияние на наше восприятие.
  2. Влияние мотиваций, потребностей и ценностей субъекта на его когнитивные структуры, и через них – на восприятие.
  3. Неосознанный опыт может влиять на последующее восприятие.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: