Проблема создания искусственных органов чувств. Исследования формирования «кожного зрения» у слепых

В результате исследований инвертированного зрения и других видов искажений был поставлен вопрос:

Если построение видимого мира может основываться на столь сильных искажениях, т.е. чувственная ткань образа способна означиваться на сильно искаженной сенсорной основе, то может быть возможно создать чувственный образ мира на другой чувственной основе. То есть возможно ли зрение без сетчатки, а слух без кортиева органа.

Создание слуховых протезов давно уже стало реальностью, и в ряде случаев электрические импульсы от слухового аппарата могут эффективно передаваться прямо к слуховому нерву, минуя структуры среднее и внутреннее ухо. Люди со слуховыми аппаратами вполне нормально ориентируются в мире.

Способы возвращения зрения слепым людям, у которых отсутствует сетчатка:

  1. Наиболее прямой путь – использование принципа однозначной ретинотопической проекции светочувствительных клеток сетчатки на 17-е поле зрительной коры и давно известный феномен корковых фосфенов. Смысл: специальным электростимулятором раздражать корковые нейроны так, чтобы конфигурация появляющихся фосфенов однозначно соответствовала форме внешнего объекта. В силу целого ряда технических и технологических трудностей, а также нерешенности некоторых нейрофизиологических проблем это направление не получило широкого развития. В данном случае специальная пластинка имплантируется в затылочную область коры головного мозга. На нее в виде слабых электрических импульсов разной интенсивности подаются сигналы со специального микропроцессора, который крепится на поясе, он преобразует информацию, поступающую от миниатюрной телекамеры, закрепленной на очках. За 1,5-2 месяца незрячие научаются достаточно хорошо ориентироваться в пространстве.
  2. Попытка вживления в сетчатку силиконового чипа, на который должен передаваться сигнал с миниатюрной видеокамеры на очках человека, а также попытки имплантации в глаз искусственной кремневой сетчатки.
  3. Зрительно-тактильная замена или кожное зрение. Этот путь был предложен П. Бах-и-Ритой и его соавторами, суть которого заключалась в создании кожного зрения, когда зрительная информация, которую мог бы получить незрячий человек, поступала к нему в виде тактильных ощущений, создавая зрительные образы. Смысл: на голове испытуемого закреплялась небольшая телевизионная камера, а распределение электрических сигналов, отображающих распределение интенсивности света в каждой точке пространства передавлось на матрицу, которая крепилась на груди или животе испытуемого и включала до 2000 вибротактильных датчиков. Каждый датчик представлял собой миниатюрный вибратор, наносивший легкие механические удары разной интенсивности по поверхности кожи. Интенсивность удара кодировала яркость в соответствующей точке, частота удара подбиралась так, чтобы ощущение от них было достаточно комфортным и не вызывало адаптации. То есть изображение телекамеры отображалась на повержность кожи. Результаты экспериментов с кожным зрением очень важны, поскольку они показывают, что предметное зрительное восприятие у слепого человека может быть эффективно сформировано на иной сенсорной основе, и не так важно, получает ли он оптическую информацию посредством обычного зрения или кожного, главное чтобы чувственная ткань формирующегося образа должна отображать пространственные характеристики объектов внешнего мира и их отношения.

Этапы формирования кожного зрения и датчиков как тактильные ощущения: покалывания по поверхности кожи.

  • На большом белом экране предъявлялись простые фигуры: квадрат, круг, треугольник.
  • Несколько часов Гварниеро воспринимал вибрации датчиков как тактильные ощущения покалывания на поверхности кожи (Гварниеро – аспирант философского факультета Нью-Йоркского университета).
  • Увеличилась тактильная чувствительность в области вибраторов, она стала сопоставимой с чувствительностью кончиков пальцев.
  • Затем характер ощущения изменился: ощущения переживались не как тактильные, а как зрительные. Тактильные воздействия переживались как воздействия объекта, находящегося во внешней среде. Зрительный образ переживания как вынесенной вовне, реальный, означенный, т.е. как предметный образ.
  • Начала формироваться способность опознавать простые формы (круг, квадрат, горизонтальная полоска) предъявляемые на плоском экране. Отсутствие ощущение глубины. Нет адекватной оценки размера.
  • Движение воспринимается сразу, однако не различаются движение объекта и движения наблюдателя. Отсутствует стабильность видимого мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: