Практическая часть. Задание 1.Из данных простых предложений постройте сложные, отразив в них: а) причинно-изъяснительные отноше­ния: Для дела это чрезвычайно важно

Задание 1. Из данных простых предложений постройте сложные, отразив в них: а) причинно-изъяснительные отноше­ния: Для дела это чрезвычайно важно. Только в зависимости от количества поддельных документов может быть правильно решен вопрос. Должен ли Михайлов быть подвергнут уголовному наказа­нию,? б) условно-определительные отношения: Три года со дня совершения преступления истекли. За такое преступление может быть назначено лишение свободы на срок не свыше трех лет. Со­гласно ст. 37 ч. 1 УК РФ лицо не может быть привлечено к уго­ловной ответственности', в) уступительно-изъяснительные от­ношения: Водитель реанимобиля выехал на перекресток на крас­ный сигнал светофора. Стоявший во встречном направлении бензовоз тронется с места и будет делать левый поворот, пересе­кая путь движения реанимобилю. Водитель реанимобиля мог и должен был предвидеть это.

Задание 2. Выделите сложные предложения, определите их функции. Исправьте ошибки в их построении. Напишите резо­лютивную часть. Не забудьте, что в ней неуместна пассивная

форма выражения. Исправьте ошибки в употреблении слов, в выборе синтаксических конструкций. Обратите внимание на оформление мотивировочной части. Сравните текст данного обвинительного заключения с текстами современных обвини­тельных заключений, приведенных в приложениях. Установите, какая разница в их оформлении.

УТВЕРЖДАЮ

Прокурор Советского р-на советник юстиции «8» ноября 1972 г.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по делу № 13166 по обвинению Солонина Юрия Николаевича по ст. 2II1 УК РСФСР

Настоящее дело возбуждено по факту управления в нетрезвом со­стоянии автотранспортным средством гр-ном Солониным (л. д. 2).

Расследованием установлено:

8 января 1972 года Солонин, работая водителем пассажирского ав­тобуса № 62-20 КЯ, был задержан сотрудником ГАИ в с. Сухобузимо за управление автомашиной в нетрезвом состоянии. За данное право­нарушение был подвергнут административному наказанию — лише­нию прав управления сроком на один год. Однако, будучи лишенным прав управления, Солонин 31 августа 1972 года, будучи в нетрезвом состоянии, самовольно выехал с территории ДСК на автопогрузчике № 07-15 и был задержан на проспекте Восточный сотрудником ГАИ.

Будучи допрошенный в качестве обвиняемого по ст. 211' УК РСФСР, Солонин вину свою признал и пояснил, что 8 января 1972 г. он был задержан в с. Сухобузимо за управление автомашиной в не­трезвом состоянии, за что был лишен водительских прав сроком на один год. 31 августа 1972 г. он по просьбе начальника цеха тов. Жули­на работал на автопогрузчике на территории ДСК. Во время рабочего дня распивал спиртные напитки, а затем поехал в Зеленую Рощу, где был задержан сотрудником ГАИ (л. д. 1).

Вина Солонина доказана показаниями свидетеля Карачинце- ва А. Г., который пояснил, что 31 августа 1972 года днем на пр. Вос­точный он задержал в нетрезвом состоянии Солонина за управление автопогрузчиком в нетрезвом состоянии (л. д. 1).

Свидетель Жулин И. Ф. пояснил, что 31 августа 1972 года он по­просил Солонина подменить больного водителя автопогрузчика. Соло­нин должен был отвозить продукцию от контейнера до складов, рас­положенных в 10—15 метрах. Позднее он узнал, что Солонин распивал спиртные напитки во время работы и на автопогрузчике уехал само­вольно в Зеленую Рощу.

На основании изложенного:

Солонин Юрий Николаевич, 8/9—1944 года рождения, уроженец Алтайского края, Шипуновского района, с. Хлопуново, русский, б/п, гр-н СССР, образование 10 классов, не судим, временно не работает, проживает г. Красноярск, ул. Устиновича, 24, комната 325.

Задание 3. В ст. 45, 59, 107, 113 СК РФ выделите сложные предложения. Сделайте вывод, какие виды придаточных харак­терны для этого Кодекса.

Задание 4. Прочитайте ст. 108 АПК РФ, отметьте, чем ос­ложнено каждое придаточное предложение (однородными чле­нами, причастным или деепричастным оборотом). Объясните, за счет чего достигается ясность в сложном предложении. В 5-м придаточном предложении найдите ошибку, связанную с употреблением однородных членов предложения; устраните ее.

Задание 5. Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях, устраните их. Не забывайте о точности слово­употребления. Обратите внимание на пример № 8. Вспомните, что такое угроза. С каким словом в предложении не сочетается глагол угрожал?

[1] Меркурьев в своих показаниях пояснил, что взял нож из газона,

которым ударил студента. 2. Ответчику направлена претензия, на кото­рую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться. 3. Таким

образом, подсудимым совершены злостные хулиганские действия, от­личающие по своему содержанию особой дерзостью, поскольку собы­тия происходили в общественном месте на ул. Пугачева, следовательно, был грубо нарушен общественный порядок, проявлено явное неуваже­ние к гражданам и причинено физическое насилие над потерпевшим, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 213 УК РФ.

[1] 18 сентября 2004 года в вечернее время около клуба деревни Кулаково

началась взаимная драка между Милюковым, Вагиным и Сычевым, ко­торая продолжалась продолжительное время и затем прекратилась, по­

сле чего Милюков ушел к своей теще и вскоре вернулся назад, где вновь началась ссора с Вагиным и Сычевым, где вытащил из кармана нож и бросился за Вагиным, который побежал от него, тогда Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, здесь же подбежал Вагин, и они стали бить Милюкова. 5. Власова была задержана 10 апреля 1999 года в Игар­ке, при задержании у которой было обнаружено 700 тысяч рублей. 6. За­тем, когда Рукосуев хотел пойти в милицию и заявить о действиях под­судимой и как только направился к двери, подсудимая его оттолкнула.

[1] Во время осмотра члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери открыты, которые все плакали. 8. Потерпевшая пояс­нила, что подсудимый, будучи в тот момент незнакомым для нее лицом, около подъезда дома № 8 по ул. Володарского угрожал ей словесно, не-

цензурно, а также ножом, приставив конец его к боку ее, что она осно­вывает на том, что почувствовала прикосновение постороннего предме­та, но не имела возможности обозреть данный предмет, поскольку от­сутствовало соответствующее освещение ввиду испорченной лампочки.

Считая, что Сухарев должен нести уголовную ответственность по ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как его действия нашли полное подтверждение в су­де и они доказаны полностью. 10. Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, которая не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени опьянения. 11. В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся металли­ческий сосуд со стеллажа нанес телесный ущерб кладовщику, который получил вмятину в боку и оказался непригодным для дальнейшего ис­пользования по назначению. 12. Власов совершил преступление, кото­рое представляет серьезную опасность и предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ. 13. В шестом часу вечера они возвратились домой, где находил­ся брат Рукосуевой с семьей, чтобы угостить своего брата, Рукосуева да­ла мужу 100 рублей на водку.

Задание 6. Прочитайте постановление, обвинительный акт, обвинительное заключение, данные в приложениях. Выделите в них сложные предложения. Установите, в каких композицион­ных частях документов они используются. Отметьте в них нару­шение границ сложных предложений, устраните ошибки.

Задание 7. Докажите правильность мнения Е. Е. Подголина о том, что «использование языковых средств в тексте докумен­та — это не столько техническая, сколько творческая работа».

Задание 8. Сложное предложение, ко­торым оформлена норма ч. 2 ст. 203 ТК РФ, построено по такой схеме.

Определите границы каждого простого предложения и союзы, которыми они со­единяются с предыдущими предложения­ми. Установите, чем осложнено каждое простое предложение.

Задание 9. Подготовьте сообщение на тему «Сложные предложения в письмен­ной речи юриста», выступите с ним в груп­пе, затем проведите занятия со следовате­лями, прокурорами, судьями по этой теме.

Задание 10. Проследите, как сложные предложения помога­ют оратору полно и логично раскрыть мысль. Используйте эти примеры в своей беседе со следователями, прокурорами, судь­ями.

при каком условии?
   
что?  
О
какие?  
О либо О
d Ъ О и О

В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особен­ности где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию... напрасно было искать... систематичности в речах Плевако... Видно было, что живой материал дела, развертывавшийся перед ним в судебном заседа­нии, влиял на его впечатлительность и заставлял лепить речь дрожа­щими от волнения руками скульптора, которому хочется сразу пере­дать свою мысль, пренебрегая отделкою частей и по нескольку раз возвращаясь к тому, что ему кажется самым важным в его произведе­нии. Его речи по большей части носили на себе след неподдельного вдохновения. Оно овладевало им, вероятно, иногда совершенно не­ожиданно и для него самого. В эти минуты он был похож на тех рус­ских сектантов мистических вероучений, которые во время своих ра­дений вдруг приходят в экстаз и объясняют это тем, что на них «дух накатил». Так «накатывало» и на Плевако (А. Ф. Кони).

Задание 11. Прочитайте текст на с. 42—48, выделите в нем сложные предложения. Проследите, какие придаточные части встречаются наиболее часто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: