Метод предметного и пространственного моделирования или макетирования

Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования. Предметное, объемно-пространственное моделирование или макетирование как метод, сопутствующий творческим стадиям АП,— активное средство обучения, имеющее преимущества перед графическими средствами. Студент лишь постепенно учится преобразовывать мысли­тельный образ будущего объекта в графиче­ское изображение, тогда как при проведении предметной деятельности — макетирования — это происходит скорее. В макете творческий замысел автора материализуется, получает наглядное выражение, тогда как при графиче­ском моделировании замысел воспринимается в сопоставлении плана, разреза и фасада.

Архитектурные макеты делаются из иного материала, чем натурный объект, они имити­руют лишь некоторые свойства оригинала и потому качественно от него отличаются. В основном они отображают пространственные, реже пластические особенности объекта в определенном масштабе [20!, с. 30]. Пред­метное и пространственное моделирование или макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи1.

Макетирование проводится исходя из сле­дующих целей: 1—содействовать творческо­му поиску; 2— быть геометрической наглядной проверкой объемно-пространственного, ком­позиционного и конструктивного построе­ния объекта или группы объектов — в этих случаях оно носит характер рабочего макети­рования; 3— служить для лабораторных прове­рок и экспериментального изучения объекта, конструктивной структуры, воздействия при­родных явлений — здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями1; 4— служить пред­метной иллюстрацией для контрольной про­верки конечного результата проектирования, тогда макет носит характер чистового макета и позволяет моделировать условия восприя­тия объекта (схема 13).

В методическом отношении наиболее про­дуктивно рабочее макетирование, проводимое с целью поиска композиционного решения, и макетирование структурное для лабора­торных испытаний.

1.1 Л. МЕТОД РАБОЧЕГО МАКЕТИРОВАНИЯ

Схема 13. Проектное моделирование и макетирование

архитек - Внутренние Процессы образ взаммодей- и вослрия- ствия тие во времени

Предметное и пространствен­ное моделирование, макети­рование

Макетирование экспоната — чистовой макет

Г р а ф и ческое I *

Рабочее макетирова­ние

Архитек- ТурнО- кон струн- тиан&Я структура

НИХ

Фрагмент

Проектное моделирование

Логико -математическое

Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наря­ду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектиро­вания [201]. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность студента, связанную с визуализацией, мыслительным «обмерива­нием» макета, отысканием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает спо­собность материально фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Рабочий макет делает замысел наглядным и становится сам предметом ана­лиза.

Рабочее макетирование применяется при моделировании разнообразных программ- заданий.

При градостроительном макетировании достигаются единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной или градостроительной ситуацией.

Градостроительный макет, как правило, выполняется на рельефной подоснове. Макетирование поселка (111 курс) и жилого района (IV курс) определяет планировочную структуру, характер застройки, этажность, ориентацию, транспортные связи. Особые возможности макетирования открываются при проектировании реконструкции истори­ческих городских зон: включении новой застройки или отдельного объекта в сложную градостроительную си-

стему. Макеты опорных зданий позволяют добиться убедительных визуальных связей старого и нового в ансамбле.

Объемно-пространственное макетирование проектов клубов, школ, кинотеатров способствует поиску трехмер­ного пластического представления о сооружении, его внешнего архитектурного образа.

Макетирование интерьера общественного здания позволяет показать многоуровневое развитие простран­ства. Макеты зрелищных зданий раскрывают построение самих залов. В макетах раскрывается взаимосвязь внут­реннего и внешнего: пластическая форма ограждающих поверхностей, как мембрана, одновременно строит внутреннее пространство и отделяет его от пространства внешнего.

При проектировании крупнопролетных сооружений на V курсе и на дипломе макетируется конструктивная структура покрытия.

Макетирование структур отображает несущие основы ячейковых объектов: стеновой остов, состоящий из взаи­мосвязанных плоскостных элементов, или каркасный остов, состоящий из линейных или стержневых элементов. В макетах из объемных элементов раскрываются возмож­ности комбинаций.

Макетирование служит для лабораторных проверок влияния инсоляции, естественного освещения, акустики на формообразование объекта. Так, для проверки реше­ний верхнего естественного света в музейном или про­мышленном здании выполняются фрагментарные ма­кеты, что сближает обучение с научным исследованием.

Макетирование как метод поиска структуры сооружения требует дальнейшего развития в архитектурной школе, играя важную роль в формировании структурного мышления сту­дента.

Пространственное вариантное моделирова­ние оказывает также формообразующее дей­ствие и потому желательно, чтобы оно сопут­ствовало всем стадиям проектирования и на всех уровнях образования.

Материалом для макетов служат преимущественно картон и бумага. Макет в малых масштабах имеет недо­статок: он воспринимается преимущественно сверху, с «птичьего полета», а не с реальных точек зрения. Этот недостаток ослабляется при исполнении макетов в крупных масштабах и в натуральных материалах1.

Исполнение крупных макетов позволяет применить киносъемку: архитектура комплекса раскрывается с уче­том психологии восприятия, фактора времени и скорости передвижения зрителей (МАрхИ, киносъемка макета дипломного проекта Н. Худякова). Перспективна разра­ботка макетов в последовательно увеличивающихся мас­штабах. Так создаются градостроительный. макет фраг­мента города, макет застройки площади, макет объекта с показом внешней архитектуры и интерьера (метод доц. И. Лежавы).

Метод рабочего макетирования способст­вует творческому сознательному поиску и делает сам процесс увлекательным и интерес­

ным. Фотографирование предварительных и окончательных вариантов макетов позволяет раскрыть замысел автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: