Соотношение количественных и качественных методов исследования

На протяжении длительного времени между двумя подходами имеются довольно напряженные отношения. Один исследует явления в изоляции или при минимизации влияния посторонних факторов. Эта минимизация приводит к появлению возможности контроля над ситуацией со стороны исследователя. Варьируя один аспект в единицу времени и наблюдая имеющие место изменения, становится возможным установление взаимоотношений между факторами. В то же время, когда феномен изымается из естественных условий его проявления он изменяется. В результате выявленные закономерности становятся искусственными и не соотносимыми с реальным миром. Любая попытка лабораторного моделирования реального мира заранее обречена на неудачу в виду невозможности реконструирования контекста реальности в сознании субъекта, что порождает проблему экологической валидности. «Таким образом, чем больше исследователь пытается контролировать ситуацию, тем более искусственной она становится» Лежащая в основе использования количественных методов идея обеспечения «научности» и логической последовательности результатов психологического по аналогии с эталоном физики приводит к тому, что «природа социального мира становится менее проблематичной нежели природа естествознания – частично скрытая, в зависимости от обстоятельств, но принципиально раскрываемая посредством соответствующим образом организованного исследования. Что наиболее существенно с этой точки зрения: 1) чтобы мы были уверены в том, что мы измеряем и 2) чтобы организация исследования была такова, чтобы заключения исследователя и только заключения исследователя, логически следовали из очевидности»

47) Методологическая триангуляция и ее особенности. Методологический подход интегративной эклектики путем триангуляции.
Методологическая триангуляция -комбинирование качественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и как следствие -получению более надежных данных.
В современной психологии под триангуляцией понимается «использование данных из различных источников, различными методами сбора данных и различными исследователями, по возможности всеми триангуляционными техниками, обладающими необходимой надежностью»
Разновидности методологической триангуляции:
Триангуляция - предполагающая проверку согласованности данных, полученных посредством различных вариаций качественных и количественных методов.
Взаимодополнение - предполагающее прояснение и иллюстрацию результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса.
Развитие - результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса.
Инициация - новых исследовательских вопросов или изменение результатов, полученных методами одного класса, методами другого класса.
Экспансия - предоставляющая обогащение и детализацию исследуемого явления использованием специфических качеств методов разных классов.

49) Методы опроса: возможности и ограничения.
Основными видами опроса являются анкетирование и интервью.
Анкеты используются как для описательных целей, так и аналитических. Данные опроса используются в описательных целях, могут быть использованы для аналитических исследований и проверки гипотез.Вопросы, использующиеся в опросниках, могут быть открытыми и закрытыми. Если в анкете используются открытые вопросы, то обычно она дает больше информации. Кроме того, иногда это более достоверная информация, т.к. испытуемые могут выбрать ответ, неверно проинтерпретировав его. Устным видом опроса является интервью. Различают два вида интервью: свободные и стандартизированные. Выделяют следующие типы интервью.
1. Свободное, неуправляемое интервью.
2. Неформальное интервью.
3. Неформальное, но управляемое.
4. Стандартизированное, но с использованием открытых вопросов.
5. Полностью стандартизированное интервью

50) Наблюдение в психологическом исследовании.

Наблюдение -- это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Но не во всех видах наблюдения обязательно присутствуют указанные процедуры. Например, выделяют неструктурированное или несистематическое наблюдение, когда категории наблюдения не выделяются. Аналогично при включенном наблюдении очень тяжело учесть все указанные требования, но цель всегда сформулирована заранее. И хотя они не совсем удовлетворяют требованиям классического наблюдения, они используются, так как часто оказываются полезными. Метод наблюдения обычно проводится в сочетании с другими методами. Очень часто его как используют для измерения отдельных переменных в эксперименте, кроме того, он проводится вместе с методами интервью, опросами для получения более объективных данных. Очень часто наблюдение проводится для выявления закономерностей и выдвижения гипотезы, а затем используются другие методы, чаще всего эксперимент, с целью ее дальнейшей проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: