Проверка научной доказательности в имплицитно-структурированном теоретизировании

Проверка имплицитно-структурированных теорий обычно осуществляется при помощи методов изыскания, инспекции и генерализации представляющих ряд последовательных фаз доказательства: Фаза изыскания – представляет описательную фазу конструирования имплицитно структурированных теорий и характеризуется разработкой основных понятий – «понятий, которые предоставляют пользователю общее представление о ссылках и руководство в приводимых эмпирических примерах». На этой фазе исследователь определяется в том, что является значимым и относящимся к проблемной области. Основной задачей является формирование общей картины, позволяющей «схватить характеризуемое в понятиях собственного опыта». Как значение, так и смысл понятий постигаются в основном через эмпирическую проверку. Изыскания предоставляют общее руководство к обсуждению областей исследовательских интересов. Такие руководства образуются в процессе изысканий, осуществляемых в непосредственном наблюдении, неструктурированных интервью, дискуссиях и т.п.. На этой фазе происходит формулирование общих идей, ориентиров, вариантов решений и т.д. На ней же осуществляется подготовка к переходу ко второй фазе - инспекции. Фаза инспекции – предполагает тщательное рассмотрение предлагаемой теории. Оно представляет фазу анализа, на которой открытие новых данных позволяет определить методы, необходимые для завершения построения теории. Для нее характерно использование включенного наблюдения и структурированного интервью, направленных на уточнение существующих качеств, определений ситуации, разделяемых значений и других аспектов проблемной области. Здесь же возможно использование полевых исследований, включая глубинные пробы, исследовательские отчеты и т.п. Основной чертой этой фазы является определение методов, которые будут использоваться для завершения конструирования теории. На этой же фазе осуществляется подготовка к переходу к фазе генерализации. Фаза генерализации – предполагает представление заключений из анализируемых множественных реальностей. Это, в свою очередь, способствует более четкому определению ситуации, имевшему место на фазе инспекции. Генерализации не должны рассматриваться как абсолютные и объективные, а в той степени, в которой они представляют эти множественные реальности.

41) дизайн научного исследования.
Основные вопросы определяющие дизайн исследования: - с какой целью оно проводится?, - имеет проблема научное или клиническое значение?, - каков наиболее приемлемый план исследования для достижения поставленной цели?.
дизайн означает способ организации исследования (с кем будет проводиться, какими методами, как будут собраны группы).
Можно выделить экспериментальный дизайн (и здесь рассказать про разные варианты построения выборок в эксперименте - парное сравнение или последовательные измерения).

42) Эмпирическое психологическое исследование и его специфика
Эмпирическое исследование в психологии основывается на позитивистской логике количественной доказательности, предполагающей обязательную операционализацию и верификацию результатов исследования в классической социальной психологии, и качественную доказательность, строящуюся на логической и риторической убедительности, основанной на максимально возможной реалистичности и правдоподобности результатов – в неклассической и постнеклассической социальной психологии.
Методы эмпирического исследования
«Эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на так называемых «строгих (неопровержимых) данных».
Пристрастие эмпирического исследования к «строгим данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения.

43) Качественные методы исследования
Развитие этого вида исследований во многом было обусловлено неудовлетворенностью «числовыми» методами традиционной экспериментальной психологии. Сторонники качественных методов убеждены в том, что выводы, которые можно сделать из психологического исследования, всегда зависят от контекста, т.е. их нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены.

В независимости от парадигмальных предпочтений все качественные методы имеют ряд общих характеристик: они проводятся во взаимодействии с реальными людьми; они фокусируются на значениях, выражаемых участниками исследования по отношению к поведению; и они привлекают к рассмотрению социальный, культурный и физический контексты, в которых люди живут, работают и взаимодействуют. Качественные методы основываются на идее о том, что реальность не является объективной данностью, а социально конструируется описаниями участников опыта жизненных переживаний или через социальное взаимодействие

44) Количественные методы исследования – методы ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных. Основываясь на позитивистской методологии, утверждающей в качестве оснований научности исследования операционализации и верификации, количественные методы отличаются высоким уровнем валидности и надежности, структурированностью, при одновременно низком уровне реалистической естественности, конструктной и экологической валидности.
Критики количественного или позитивистского подхода к исследованию психологической феноменологии отмечают их изолированность от реального социального контекста, дистанцированность от ситуации исследования, искусственность, предопределяющий характер и т.п.

45) Специфика валидности.
необходимость рассматривать валидность не столько с точки зрения контроля финального продукта исследования, сколько с точки зрения процесса, встроенного в само исследование и позволяющего отбирать среди выдвигаемых пропозиций те, которые имеют значимость; иными словами, речь идет не столько о валидности конкретных результатов измерительных процедур, сколько о процессе валидизации, связанном с теоретизированием по поводу получаемых результатов. В этой связи количественное и качественное психологическое исследования во многом оказываются «уравненными в правах» на получение истинного знания. Процесс валидизации – аргументативная дисциплина; валидизация включает в себя: 1) постоянную критическую оценку эмпирических оснований за и против интерпретации, оценку теоретической связности и возможности иного рода интерпретативных ходов; 2) ясное осознание того, что именно и зачем исследуется (например, подходим ли мы к чему-либо с точки зрения внутреннего мира самого человека или пытаемся мыслить в психоаналитических терминах структуры личности); 3) теоретизирование, создание концептуальной рамки, восхождение к теории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: