Зарождение юридической науки в России

Российская юриспруденция в начале своего становления также как и другие страны прошла те этапы, которые были присуще ранней юриспруденции, т.е. первым этапом являлся этап символической юриспруденции, на смену ему пришла юриспруденция словесная, а далее право стало писанным и основу его стали составлять юридические термины. Именно на этом этапе начинает прослеживаться влияние не многих западных стран, а конкретно одной страны, Византии. Об этом свидетельствует дошедший до нас договор Руси с Византией заключенный в 911 году киевским князем Олегом с византийскими императорами Львом и Александром. В нем не однократно упоминается "закон русский.

В эпоху же, предшествовавшую принятию политической элитой древнерусского общества христианской религии, воздействие правовой культуры Византии на русскую правовую культуру было минимальным. Оно распространялось разве что на внешнюю форму правовых актов, на их структуру расположение правового материала. Содержание же правовых норм соответствовало обычному праву древнерусского общества, а не византийским законам.

Значительным событием в истории древнерусской юриспруденции стало принятие великим князем Владимиром и его боярами христианства, а следовательно вместе с религией на Руси появились византийские священники, сборники церковного законодательства - "номоканоны" и "синопсисы", это все создало на Руси новые условия для развития юриспруденции. Христианское духовенство стало выступать в роли носителей не только богословских, но и юридических знаний с этого момента влияние Византии стало более заметным.

Становление юриспруденции в Западных странах проходило несколько этапов: I. Символическая юриспруденция. II. Этап устной юриспруденции. III. Этап письменной юриспруденции. IV. Университетская юриспруденция.

Отличия западноевропейской юриспруденции от древнерусской состоят в следующем: а) правовое наследие Византии, было воспринято в древнерусском обществе не так как в обществе западноевропейском.

1.2 Развитие юриспруденции в Московском государстве в период XIV - XVI веков

Период, охватывающий XIV-XVI века, стал для русской юриспруденции временем формирования новой знаковой системы. Данная система вбирала в себя юридический понятийный аппарат предшествовавших эпох, она обогащалась лексикой, сложившейся в рамках церковнославянского языка, впитывала в себя юридические термины западнорусского языка. Основу знаковой системы русской юриспруденции данного периода, составил понятийный и терминологический аппарат правовых памятников предшествовавших эпох, среди них особое место занимает "Русская Правда".

Одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай. Вместе с тем в условиях Московского государства дальнейшее развитие получили письменные источники права. Главную роль среди них играли уставные грамоты, среди которых можно выделить такие как, Двинская уставная грамота 1398 года, и Белозерская уставная грамота 1488 года. Данные грамоты регулировали не только отношения, возникавшие в сфере местного управления и суда, но и некоторые вопросы гражданского и уголовного права.

В 1497 году появился первый общерусский судебник, который по своему объему превосходил уставные грамоты, он был разбит на 68 статей, а в 1550 году был принят новый, более обширный судебник, который состоял уже из 100 статей. Нормы церковные, так же продолжают приобретать авторитет, и, в 1551 году издается свод постановлений церковного собора, под названием "Стоглав". Так же в числе письменных источников права Московского государства стали появляться губные грамоты, а немногим позднее стали появляться земские уставные грамоты, а так же "жалованные грамоты", которые закрепляли привилегии за определенными гражданами, и являлись актами частного характера.

Появление большего количества новых письменных источников права способствовало дальнейшему развитию юриспруденции, т.е. совершенствованию навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов организации правового материала. Как было сказано в предыдущем разделе, в древнерусском обществе основными носителями юридических знаний, а так же навыков их толкования правовых нора, были священники. В условиях Московского государства эту нишу заняли "государевы дьяки" - служащие государственного аппарата. Термин «дьяк», или «диак», употреблялся в памятниках древнерусской письменности в значении слова «дьякон», которым обозначался церковнослужитель. Судебник 1550 года отразил своим содержанием более развитую степень письменного делопроизводства. Здесь специально устанавливался порядок записи и хранения судебных документов. Описанию данного порядка была посвящена ст.28 Судебника. Развитие письменного делопроизводства неизбежно вело к появлению устойчивых канцелярских выражений, штампов, терминов. В рамках Московских приказов в течение XV-XVI вв. формировался особый деловой язык. Если в древнерусский период существовал язык летописный и повествовательный, то сейчас язык становится: "во-первых, крайне ограниченным использованием славянизмов; во-вторых, специфическими терминами, устойчивыми сочетаниями слов и синтаксическими явлениями; в-третьих, почти полным отсутствием каких-либо приемов литературной отделки". Тексты Судебников 1497 и 1550 годов были написаны именно московским деловым языком. А на его основе сформировался новый юридический понятийный аппарат, составивший одну из главных отличительных черт юриспруденции Московского государства

2.1 Юриспруденция в России в период XVII - XVIII веков

Начало XII века ознаменовалось в русской истории чередой катастрофических событий, получивших обобщенное наименование Смуты. Безусловно, это повлекло за собой череду изменений и в правовых воззрениях. В частности, по-новому стало пониматься такое явление правотворчества, как создание единых для всей Руси правовых установлений. Если ранее правотворческой деятельностью исключительно занимался государь и приближенные к нему, то теперь правотворческая функция начинает возлагаться не только на царя с боярами, но и на Земские соборы. Этому свидетельствует Соборное уложение 1649 года, которое было подписано 315 членами Земского собора, принадлежавшими к различным сословиям и представлявшими 116 городов России. Соборное уложение 1649 года стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде. Уже один этот факт свидетельствует о том, что была открыта новая эпоха в развитии русской юриспруденции.

Соборное уложение вобрало в себя прошедшие проверку временем нормы русского права, воплотило в своем содержании многовековой опыт русской юриспруденции. Нормы, заимствованные его составителями из иностранных источников, что стали выражать правовые воззрения, характерные именно для русского общества. И по содержанию и по приемам юридической техники, Соборное уложение стало самым значительным памятником русской правовой культуры средневековой эпохи. В течение второй половины XVII века русскими царями было издано около полутора тысяч нормативно правовых актов, которые получили название "новоуказные статьи". "Новоуказная статья" появлялась в системе законов только тогда, когда на данный судебный вопрос не было примерных решений: следовательно, Уложение не только не останавливало развития судебной юриспруденции, но сообщало ей новое движение, новую обширнейшую деятельность.

Петра I, проявляется главным образом в том, что закон стал признаваться "единственным источником права". Обычай же, который играл важную роль в области права в удельно-вечевом периоде и Московском государстве, совершенно утратил, "если не всегда de facto, то de jure".

Принималось огромное множество новых законов. К тому же многие из вновь принятых законов противоречили принятым ранее. В этих условиях поддерживать режим законности было очень трудно. Одним из способов решения данной проблемы Петр I считал создание свода законов, в котором были соединены и согласованы со статьями Соборного уложения. Трижды Петр I создавал в России комиссии по систематизации законодательства но все они прекращали свое существование, но деятельность этих комиссий выявила качество русской юриспруденции, и состояние русской правовой культуры. Формирование в России научной юриспруденции становилось все более необходимым, не только для систематизации законодательства, но и по другой причине: потребности в лицах знающих законы и обладающих навыками судебных дел. По началу Петр I пытался решить эту проблему при помощи иностранцев.

Значительное влияние на судьбу юридического просвещения в России XVIII века оказал выдающийся немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который состоял в переписке с Петром I, а так же лично встречался с царем. Лейбниц был принят на русскую службу в качестве тайного юстиц - советника.

Еще одно громкое имя для юриспруденции того времени, это Василий Никитич Татищев, который внес большой вклад в изучение русского права, а следовательно и в развитие русской научной юриспруденции. Он первым из ученых обнаружил "Русскую Правду" и "Судебник 1550 г". Юриспруденцию В.Н. Татищев ставил на второе место в иерархии наук - первой и высшей наукой он называл богословие.

2.2 Юридическая наука в России в период XIX - XX веков. Современное состояние юридической науки

Начало XIX века ознаменовалось в истории России целой серией государственных преобразований. Их неотъемлемой частью стали меры, направленные на значительное расширение и совершенствование системы народного образования.

Основные принципы реформ в этой сфере были изложены в документе под названием "Предварительные правила народного просвещения", утвержденного императором Александром I 24 января 1803 года. Согласно плану, начертанному в рассматриваемом документе, предполагалось создать на территории страны шесть учебных округов: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. В каждом из учрежденных университетов предполагалось иметь юридический факультет. И такой факультет или существовал с момента открытия учебного заведения, или создавался немногим позднее. В Дерптском университете он именовался юридическим отделением, в Казанском и Харьковском университетах - отделением нравственных и политических наук, в Санкт-Петербургском университете - отделением "наук философских и юридических", в Московском университете - "отделение нравственных и политических наук".

Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа - лицеях или училищах высших наук. Они создавались специально для подготовки гражданских чиновников и по уровню образования занимали промежуточное положение между гимназиями и университетами.

Сознавая, что обучение юридическим наукам в университетах, лицеях или гимназиях недостаточно для подготовки юристов, способных занимать должности в судах или писать тексты законов и составлять их собрания, Александр I предпринимал меры для организации учебных заведений, в рамках которых лица получившие теоретическое образование в области юриспруденции, могли бы усвоить практические навыки обращения с юридическими документами. Императорским указом от 1 августа 1805 года вместо Юнкерского института, действовавшего при Сенате, было создано Высшее училище правоведения при комиссии составления законов. Густав Андреевич Розенкампф (1762-1832) являлся в то время референдарием (руководителем) первой экспедиции Комиссии составления законов, занимавшейся составлением книг 1. оснований прав,2. общих законов, 3. судебных обрядов. Оно предназначалось для окончательного образования молодых людей, "в университетах или гимназиях уже обучавшихся, и в приготовлении их к должностям по судебным делам". Программа обучения в этом специализированном юридическом учебном заведении была рассчитана на три года. Училище просуществовало до 1816 года, за время его существования (весьма не долгое) подготовку в нем прошли 43 юриста. Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой трети XIX века.// Законодательство. Статья первая. 2007 г. № 1. С. 89.

Развитию в России юридического образования, и, как следствие, юриспруденции весьма поспособствовал именной Указ императора Правительствующему Сенату "О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники", от 6 августа 1809 года, провозглашавший новые правила производства в чины по гражданской службе. Автором проекта этого знаменитого указа был М.М. Сперанский. Сперанский предлагал ликвидировать их. По его мнению, "чины не могут быть признаны установлением для государства ни нужным, ни полезным.

И в связи с этим Сперанский М. М разработал новое правило возведения в чины и изложил в законопроекте, согласно которому "чин коллежского асессора как первый чин, дающий право на потомственное дворянство, открыт только для лиц, получивших университетское образование и сдавших соответствующие экзамены, для канцелярских чинов довольно оставить первые три офицерские чина", а "последующие восьмиклассные чины затруднить для не учившихся и облегчить, сколь можно, для тех, кои предъявят свидетельство в их учении".

Надо полагать, что для чиновников, проживших более восьми лет спокойно и без "профессиональных" к ним требований, данный указ явился смертельным для их чиновничьей судьбы. Ведь текст Указа от 6 августа 1809 года начинался с напоминания о том, чтобы "…ни в какой губернии, спустя пять лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании общих правил училищной части не определять к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, людей, не окончивших учения в общественном или частном училище". При этом следует отметить, что впервые, именно в этом указе от чиновников требовали "иметь свидетельство от одного из состоящих в Империи университетов", Т.о. предполагалось, что все дворяне предпочтут отечественную систему обучения "способам учения иностранным, недостаточным и ненадежным". Другого выбора данный указ не давал, и более того те, кто на момент издания указа состояли на государственной службе, должны были выдержать экзамен в науках в порядке, определенном Главным правлением училищ. Программа экзаменов чиновников, претендовавших на чин коллежского асессора и выше - вплоть до чина статского советника, так же приводилась в указе.

Введенное Указом от 6 августа 1809 года правило, согласно которому для производства в звание коллежского асессора чиновнику необходимо было иметь "свидетельство от одного из состоящих в Империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, гражданской службе свойственным", способствовало повышению в русском обществе престижа университетской системы обучения и значения юридического образования.

Так же для судебных работников были созданы специализированные школы и Юридические классы. На учебу в них принимались молодые люди, прошедшие полный курс обучения в гимназии. Программа обучения в Юридических классах была два года, но все же для занятия высших судебных должностей требовалось университетское юридическое образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: