Духовенство

Социальная структура

Если в X—XII вв. польское общество, уже перестав быть ро-доплеменным, не стало еще сословным, то в XIII—XV вв. в Польше шаг за шагом складывается сословная структура, типичная для всякого западного средневекового общества. Основой для формирования сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенным правовым статусом, передаваемым по наследству. Реальное содержание социальных связей и отношений оставалось, конечно, богаче и сложнее правовых форм, ибо внутри каждого сословия находились разные по реальному статусу группы, а границы между сословиями оставались проницаемыми. Однако господствующей тенденцией было выравнивание правового статуса всех представителей данного сословия и установление возможно более четкой границы между сословиями. Тем не менее вплоть до конца XV в., по мнению польского историка Г. Самсоновича, «в каждодневной практике сословная структура не функционировала».

С другой стороны, невозможно говорить и о какой-либо однородности польского общества в конце Средневековья. Социальные структуры переживали процесс перестройки, находились

в движении, порожденном экономическим ростом и бурными политическими и культурными переменами. Шляхта обособилась в правовом отношении только к концу XV в., тогда же под западным влиянием стало укореняться представление о крестьянах и горожанах как сословии.

Но границы между отдельными группами по-прежнему оставались очень подвижными, между различными по статусу социальными слоями сохранялись прочные родственные и территориальные связи, шляхта была перемешана с нешляхтой, а герб еще не стал отличительным признаком дворянского сословия. Территориальные надсословные связи в целом преобладали над раннесословными. Все это в свою очередь было связано с особенностями развития феодальных отношений в предшествующий период, который не знал широкого распространения фьефов, вассальных связей и иерархии, так что рыцарь напрямую зависел от монарха, а всякий герб был настолько вместителен, что включал десятки семей и с легкостью принимал новые. Это позволило влодыкам — слою, промежуточному между рыцарством и крестьянством, — влиться в ряды дворян, чем некоторые историки (например, К. Бучек) объясняют многочисленность польской шляхты на пороге Нового времени.

Прежде других в сословие замкнулось духовенство. В предшествующий период оно еще очень сильно зависело от государства и было внутренне неоднородно. Феодальная раздробленность повсеместно в Европе привела к укреплению сословных позиций духовенства. Это произошло и в Польше в первой половине XIII в., при архиепископах Генрихе Кетличе и Пелке Лисе, которые использовали феодальные усобицы для достижения полной автономии польской церкви. Эта автономия выразилась, во-первых, в том, что духовенство, с одной стороны, было исключено из сферы действия княжеской юрисдикции по всем вопросам, за исключением имущественных; с другой — его судебные полномочия распространялись на мирян в целом ряде вопросов, которые трактовались каноническим правом. Во-вторых, светские власти лишились права назначать новых епископов и аббатов, которые отныне избирались капитулами и монастырскими конвентами. Даже в частных владениях феодал мог лишь рекомендовать кандидата в священники или аббаты. В-третьих, Церковные земельные владения были наделены административным, судебным, налоговым иммунитетом.

Серьезные преобразования характеризуют внутрисословную жизнь духовенства. Вводилась более жесткая дисциплина, соответствовавшая нормам канонического права, предписывался целибат, регулярно стали созываться синоды польского духовенства для решения вопросов внутренней жизни церкви, в результате реформы капитулов ее члены отныне должны были проживать совместно и ежедневно собираться на молитву. Реформы XII-

XIII вв., как и во всей Европе, явились результатом клюнийско-го движения. Они привели к сословной консолидации духовенства и росту его независимости в отношениях с другими социальными группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: