Метод сравнения. Сравнение – научный метод познания, который позволяет неизвестное явление сопоставить с известным

Сравнение – научный метод познания, который позволяет неизвестное явление сопоставить с известным.

Цель метода сравнения – определить общие черты или различия между явлениями и процессами.

Использование метода сравнения решает следующие задачи:

- выявление причинно-следственных связей между явлениями;

- проведение доказательств или опровержение гипотез о тождественности объектов или соответствие их каким-либо критериям;

- классификация и систематизация объектов.

Процедура сравнения включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения; выбор базы сравнения; выбор вида признаков для сравнения; выбор шкалы сравнения и степени значимости различий.

Ситуации, при которых используется метод сравнения:

- сравнение фактических данных с плановыми;

- проверка обоснованности плановых показателей;

- для выявления резервов производства;

- сравнение с утвержденными нормами;

- сравнение отчетных данных с данными прошлых периодами.

Различают несколько видов сравнительного анализа: горизонтальный сравнительный анализ, вертикальный сравнительный анализ, трендовый сравнительный анализ, одномерный и многомерный сравнительный анализ.

Применение горизонтального и трендового сравнительного анализа основано на показателях – статистических характеристиках временных рядов (таблица 7).

Таблицы 7 – Основные характеристики временных рядов

Наименование статистических характеристик Формула
базисные цепные
       
  Абсолютный прирост (∆абс) ∆у = уi – у0 ∆у = уi – уi -1 (8)
  Коэффициент роста, отн.ед. (9)
  Коэффициент прироста, отн.ед. (10)
  Темп роста,% (11)
  Темп прироста,% *100% (12)
  Средняя арифмитическая = (13)
  Средний абсолютный прирост,% = (14)
  Средний темп роста, % = ∙100% (15)
  Средний темп прироста,% = – 100% (16)

1. Горизонтальный сравнительный анализ: применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от планового уровня, показателей отчетных периодов от показателей предыдущих периодов. Самый удобный метод представления экономической информации при использовании метода сравнения – табличный. Пример применения горизонтального сравнительного анализа представлен в таблицах 8,9.

Таблица 8 – Выполнение плана по производству

Выпуск предыдущий год отчетный год
план факт % прироста план факт % прироста
             
Кирпич рядовой М-150, тыс.усл.шт     10     -0,5
Кирпич рядовой М-125, тыс.усл.шт           2,7
Кирпич рядовой М-100, тыс.усл.шт     -2.5     1,4

Окончание таблицы 8

             
Кирпич нестандартный М-75, тыс.усл.шт     -     -2,7
Кирпич нестандартный, тыс.усл.шт -         1,4
Кирпич лицевой - в т.ч. цветной, тыс.усл.шт     10,5 1,1     2,7 -6
Итого по кирпичу,тыс.усл.шт:     3,2      
Песок (на продажу), м3     -     -
ЖБИ, м3           2,2
Пар, гКал     -     -
Плитка тротуарная, м2     -     9,9

Таблица 9 – Анализ динамики затрат производства

Показатель за І полугодие за ІІ полугодие Абс.изменение Темп роста, %
Материальные затраты 36714,14 34689,19 -2024,95 94,48
Расходы на оплату труда 13039,60 13901,09 861,50 106,61
Отчисления на социальные нужды 8878,02 9874,57 996,55 111,22
Амортизация основных средств 5363,81 6615,00 1251,20 123,33
Прочие затраты 28483,84 30789,75 2305,91 108,10
Всего затраты 92479,40 95869,60 3390,20 103,67

2. Вертикальный сравнительный анализ: используется для изучения структуры экономических явлений с расчетом показателей: удельный вес (доля) части от общего целого, соотношение удельных весов (долей) между собой. Используются структурные и аналитические группировки. Вертикальный сравнительный анализ применяется для оценки структуры экономических явлений и процессов, ритмичности экономических процессов, например, ритмичности производства и реализации продукции на основе расчета доли продукции каждого ассортимента по факту относительно плана с дальнейшим расчетом коэффициента ритмичности.

Пример применения вертикального сравнительного анализа представлен в таблице 10.

Таблица 10 – Анализ структуры выпуска продукции основного производства

Продукция предыдущий год отчетный год ∆ α, %
факт, усл.шт. α, % факт, усл.шт. α, %
Кирпич рядовой М-150   7,7   10,2 2,5
Кирпич рядовой М-125   24,7     7,3
Кирпич рядовой М-100   38,8   27,8 -11
Кирпич нестандартный М-75   0,7   0,4 -0,3
Кирпич нестандартный   0,1   0,1 -
Кирпич лицевой - в т.ч. цветной   4,3   29,5 5,4 1,5 1,1
Итого:         -

Рассчитаем показатель среднего абсолютного изменения структуры на основе таблицы 10:

Рассчитаем показатель среднеквадратического изменения структуры на основе таблицы 6:

= 5,52%

Пример оценки ритмичности производства продукции представлен в таблице 11.

Таблица 11 – Применение вертикального анализа для оценки ритмичности

квартал Vпрод., тн. Уд.вес,% Засчитывается в ритмичность
план факт план факт факт,перес-читанный к плану тн Доля продукции, зачтенная в ритмичность от плана,%
I     24,5        
II     24,5 25,1 24,3   24,3

Окончание таблицы 11

III       24,2 23,5   23,5
IV       25,7 24,8   24,8
Итого         96,6   96,6

3. Трендовый анализ: применяемый при изучении относительных (базисных и цепных) темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года при исследовании рядов динамики.

Когда темпы роста базисного года 100%, темпы прироста базисного года равны нулю.

В таблицах 12, 15 приведены примеры изучения рядов динамики на основе трендового анализа.

Таблица 12 – Анализ динамики показателя за ряд лет

годы VПРОДУКЦИИ, тыс.усл.шт. Темп роста (базисный),% Темп роста (цепной),%
         
         
        120,6
      156,6 115,4
      181,6  
      199,6  
      232,8 116,6
      305,2  
      444,4 145,6
        122,4
      578,5 106,3

4. Одномерный сравнительный анализ: исследования проводятся по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

5. Многомерный сравнительный анализ: сопоставляются результаты деятельности нескольких предприятий (подразделений одного предприятия) по широкому спектру показателей.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

Корректировка сравниваемых показателей для приведения их в сопоставимый вид проводится двумя методами: прямым и косвенным.

Прямой метод: пересчет ведется по каждому виду продукции (номенклатуре и ассортименту).

Косвенный метод: корректировку осуществляют с применением индексов цен.

1.Несоответствие объемного фактора (расчет производится прямым методом).

Пример.

- фактическая себестоимость (на фактический объем производства)

(17)

- плановая себестоимость (на плановый объем производства)

(18)

где - фактическая и плановая себестоимость товарной продукции;

, - объемы производства продукции по факту и плану в натуральном выражении по номенклатуре и ассортименту;

, - себестоимость единицы продукции по факту и плану в натуральном выражении по номенклатуре и ассортименту.

При изменении фактических показателей объема производства и себестоимости единицы продукции сравнивать итоговые показатели фактической и плановой себестоимости товарной продукции нельзя. Необходимо рассчитать прямым методом показатель: плановая себестоимость (на фактический объем производства):

(19)

Этот показатель используется как для сравнения, так и для факторного анализа. После того, как рассчитан этот показатель, можно проводить сравнение с фактической себестоимостью, рассчитывая темпы роста (прироста) себестоимости.

В таблице13 приведен пример расчета сопоставимого показателя.

Таблица 13 – Приведение объемного фактора в сопоставимый вид

Продукция , руб. , шт. , тыс.р.
план факт по по
        5 = 2*4 6 = 3*4
А       521,16 533,28
Б          
В       480,182 466,059
Г       683,54 709,83
Итого х х х 1915,882 1929,169

Темп прироста себестоимости, % = *100% = 0,7%

2. Несоответствие стоимостного фактора (расчет производится прямым методом).

В случае, если по сравниваемым периодам или по факту относительно плана изменяются цены, то объемы производства (продаж или товарооборот) за отчетный период (или по факту) должны пересчитываться в цены базисного периода (или плановые). Цены, по которым пересчитывается объемный показатель, называются сопоставимыми.

(20)

После перерасчета в сопоставимые цены сравнивают фактические объемные показатели по фактическим ценам с фактическим объемным показателем в сопоставимых ценах.

Таблица 14 – Приведение стоимостного показателя в сопоставимый вид

Продукция план факт
, шт Ц, руб. , шт Ц, руб.
      4 = 2*3     7 = 5*6 8 = 5*3
А              

Окончание таблицы 14

               
Б              
Итого: х х   х х    

Темп прироста объема выпуска продукции, % = *100% = -0,39% (если условие сопоставимости вариантов не выполняется).

Темп прироста объема выпуска продукции, % = *100% = -3,77% (если условие сопоставимости вариантов выполняется).

3. Несоответствие стоимостного фактора (расчет производится косвенным методом).

Используется как условие применения трендового сравнительного анализа. Этапы расчета следующие:

- выбор периода базы сравнения (обычно первый год в тренде);

- определение индекса цен;

- пересчет стоимостного показателя в цены базисного года:

, (21)

где – объем производства продукции в текущих ценах соответствующего i-го года;

- объем производства продукции соответствующего i-го года в ценах базисного года;

- индекс цен соответствующего i-го года.

- расчет базисных и цепных темпов роста, прироста показателя.

Пример корректировки косвенным методом для использования трендового сравнительного анализа представлен в таблице 15.

Таблица 15 - Корректировка объемного показателя косвенным методом для использования трендового сравнительного анализа

Годы , тыс.р. , тыс.р. Темп роста (базисный),% Темп роста (цепной),%
           
  5998,58 1,0 5998,58    
  5988,68 1,14 5253,22 87,5 87,5

Окончание таблицы 15

           
  6000,00 1,23 4878,04 81,3 92,8
  6200,35 1,25 4960,28 82,7 101,7
  6200,00 1,3 4769,23 79,5  
  6236,63 1,32 4724,72 78,6  

4. Несоответствие структурного фактора (расчет производится прямым методом).

В случае, если по сравниваемым периодам или по факту относительно плана изменяется структура исследуемого показателя, то необходим пересчет исследуемого показателя по базисной структуре для использования в анализе метода сравнения.

Пример.

- фактический объем производства (по фактической структуре и плановым ценам)

(22)

- фактический объем производства (по плановой структуре и плановым ценам)

(23)

где – фактический удельный вес каждого вида продукции по ассортиментным группам;

- плановый удельный вес каждого вида продукции по ассортиментным группам;

- суммарный объем производства продукции по соответствующим (i) ассортиментным группам, нат.выр.

Показатель, рассчитанный по ф.23, используется как для сравнения, так и для факторного анализа. После того, как рассчитан этот показатель, можно проводить сравнение с плановым показателем, представленным по плановой структуре и плановым ценам.

Данная методика может использоваться только в случае, если исследуемый показатель однороден и можно суммировать итог (допустим, если речь идет об ассортиментных видах продукции, а не о номенклатурных группах).

Таблица 16 – Пример пересчета объемного показателя по структуре

  Продукция   , руб. , тыс.усл.шт. Уд.вес, ,% Уд.вес, ,% , тыс.р.
план факт план при факт при факт при
            7 = 2*3 8 = 4 (итог)*2*5 9 = 2*4
Кирпич рядовой М-150       11,3 11,2   6581,32 6531,16
Кирпич рядовой М-125       31,8 31,9   17415,15 17483,13
Кирпич рядовой М-100       28,2 26,8   14340,51 13639,27
Кирпич нестандартный М-75       0,23 0,45   113,96 221,73
Кирпич нестандартный       0,08 0,05   27,82 16,8
Кирпич лицевой       28,2 29,5     16693,95
Итого: х           54412,76 54586,04

Темп прироста объема выпуска продукции, % = *100% = 2,56% (если условие сопоставимости вариантов по структуре не выполняется).

Темп прироста объема выпуска продукции, % = *100% = 2,23% (если условие сопоставимости вариантов по структуре выполняется).




double arrow
Сейчас читают про: