Сравнение – научный метод познания, который позволяет неизвестное явление сопоставить с известным.
Цель метода сравнения – определить общие черты или различия между явлениями и процессами.
Использование метода сравнения решает следующие задачи:
- выявление причинно-следственных связей между явлениями;
- проведение доказательств или опровержение гипотез о тождественности объектов или соответствие их каким-либо критериям;
- классификация и систематизация объектов.
Процедура сравнения включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения; выбор базы сравнения; выбор вида признаков для сравнения; выбор шкалы сравнения и степени значимости различий.
Ситуации, при которых используется метод сравнения:
- сравнение фактических данных с плановыми;
- проверка обоснованности плановых показателей;
- для выявления резервов производства;
- сравнение с утвержденными нормами;
- сравнение отчетных данных с данными прошлых периодами.
Различают несколько видов сравнительного анализа: горизонтальный сравнительный анализ, вертикальный сравнительный анализ, трендовый сравнительный анализ, одномерный и многомерный сравнительный анализ.
Применение горизонтального и трендового сравнительного анализа основано на показателях – статистических характеристиках временных рядов (таблица 7).
Таблицы 7 – Основные характеристики временных рядов
| № | Наименование статистических характеристик | Формула | |
| базисные | цепные | ||
| Абсолютный прирост (∆абс) | ∆у = уi – у0 | ∆у = уi – уi -1 (8) | |
| Коэффициент роста, отн.ед. |
| (9)
| |
| Коэффициент прироста, отн.ед. |
| (10)
| |
| Темп роста,% |
| (11)
| |
| Темп прироста,% |
|
*100% (12)
| |
| Средняя арифмитическая | = (13)
| ||
| Средний абсолютный прирост,% | ∆ = (14)
| ||
| Средний темп роста, % | = ∙100% (15)
| ||
| Средний темп прироста,% | = – 100% (16)
|
1. Горизонтальный сравнительный анализ: применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от планового уровня, показателей отчетных периодов от показателей предыдущих периодов. Самый удобный метод представления экономической информации при использовании метода сравнения – табличный. Пример применения горизонтального сравнительного анализа представлен в таблицах 8,9.
Таблица 8 – Выполнение плана по производству
| Выпуск | предыдущий год | отчетный год | ||||
| план | факт | % прироста | план | факт | % прироста | |
| Кирпич рядовой М-150, тыс.усл.шт | 10
| -0,5 | ||||
| Кирпич рядовой М-125, тыс.усл.шт | 2,7 | |||||
| Кирпич рядовой М-100, тыс.усл.шт | -2.5 | 1,4 |
Окончание таблицы 8
| Кирпич нестандартный М-75, тыс.усл.шт | - | -2,7 | ||||
| Кирпич нестандартный, тыс.усл.шт | - | 1,4 | ||||
| Кирпич лицевой - в т.ч. цветной, тыс.усл.шт | 10,5 1,1 | 2,7 -6 | ||||
| Итого по кирпичу,тыс.усл.шт: | 3,2 | |||||
| Песок (на продажу), м3 | - | - | ||||
| ЖБИ, м3 | 2,2 | |||||
| Пар, гКал | - | - | ||||
| Плитка тротуарная, м2 | - | 9,9 |
Таблица 9 – Анализ динамики затрат производства
| Показатель | за І полугодие | за ІІ полугодие | Абс.изменение | Темп роста, % |
| Материальные затраты | 36714,14 | 34689,19 | -2024,95 | 94,48 |
| Расходы на оплату труда | 13039,60 | 13901,09 | 861,50 | 106,61 |
| Отчисления на социальные нужды | 8878,02 | 9874,57 | 996,55 | 111,22 |
| Амортизация основных средств | 5363,81 | 6615,00 | 1251,20 | 123,33 |
| Прочие затраты | 28483,84 | 30789,75 | 2305,91 | 108,10 |
| Всего затраты | 92479,40 | 95869,60 | 3390,20 | 103,67 |
2. Вертикальный сравнительный анализ: используется для изучения структуры экономических явлений с расчетом показателей: удельный вес (доля) части от общего целого, соотношение удельных весов (долей) между собой. Используются структурные и аналитические группировки. Вертикальный сравнительный анализ применяется для оценки структуры экономических явлений и процессов, ритмичности экономических процессов, например, ритмичности производства и реализации продукции на основе расчета доли продукции каждого ассортимента по факту относительно плана с дальнейшим расчетом коэффициента ритмичности.
Пример применения вертикального сравнительного анализа представлен в таблице 10.
Таблица 10 – Анализ структуры выпуска продукции основного производства
| Продукция | предыдущий год | отчетный год | ∆ α, % | ||
| факт, усл.шт. | α, % | факт, усл.шт. | α, % | ||
| Кирпич рядовой М-150 | 7,7 | 10,2 | 2,5 | ||
| Кирпич рядовой М-125 | 24,7 | 7,3 | |||
| Кирпич рядовой М-100 | 38,8 | 27,8 | -11 | ||
| Кирпич нестандартный М-75 | 0,7 | 0,4 | -0,3 | ||
| Кирпич нестандартный | 0,1 | 0,1 | - | ||
| Кирпич лицевой - в т.ч. цветной | 4,3 | 29,5 5,4 | 1,5 1,1 | ||
| Итого: | - |
Рассчитаем показатель среднего абсолютного изменения структуры на основе таблицы 10:

Рассчитаем показатель среднеквадратического изменения структуры на основе таблицы 6:
= 5,52%
Пример оценки ритмичности производства продукции представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Применение вертикального анализа для оценки ритмичности
| квартал | Vпрод., тн. | Уд.вес,% | Засчитывается в ритмичность | ||||
| план | факт | план | факт | факт,перес-читанный к плану | тн | Доля продукции, зачтенная в ритмичность от плана,% | |
| I | 24,5 | ||||||
| II | 24,5 | 25,1 | 24,3 | 24,3 |
Окончание таблицы 11
| III | 24,2 | 23,5 | 23,5 | ||||
| IV | 25,7 | 24,8 | 24,8 | ||||
| Итого | 96,6 | 96,6 |
3. Трендовый анализ: применяемый при изучении относительных (базисных и цепных) темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года при исследовании рядов динамики.
Когда темпы роста базисного года 100%, темпы прироста базисного года равны нулю.
В таблицах 12, 15 приведены примеры изучения рядов динамики на основе трендового анализа.
Таблица 12 – Анализ динамики показателя за ряд лет
| № | годы | VПРОДУКЦИИ, тыс.усл.шт. | Темп роста (базисный),% | Темп роста (цепной),% |
| 120,6 | ||||
| 156,6 | 115,4 | |||
| 181,6 | ||||
| 199,6 | ||||
| 232,8 | 116,6 | |||
| 305,2 | ||||
| 444,4 | 145,6 | |||
| 122,4 | ||||
| 578,5 | 106,3 |
4. Одномерный сравнительный анализ: исследования проводятся по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
5. Многомерный сравнительный анализ: сопоставляются результаты деятельности нескольких предприятий (подразделений одного предприятия) по широкому спектру показателей.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.
Корректировка сравниваемых показателей для приведения их в сопоставимый вид проводится двумя методами: прямым и косвенным.
Прямой метод: пересчет ведется по каждому виду продукции (номенклатуре и ассортименту).
Косвенный метод: корректировку осуществляют с применением индексов цен.
1.Несоответствие объемного фактора (расчет производится прямым методом).
Пример.
- фактическая себестоимость (на фактический объем производства)
(17)
- плановая себестоимость (на плановый объем производства)
(18)
где
- фактическая и плановая себестоимость товарной продукции;
,
- объемы производства продукции по факту и плану в натуральном выражении по номенклатуре и ассортименту;
,
- себестоимость единицы продукции по факту и плану в натуральном выражении по номенклатуре и ассортименту.
При изменении фактических показателей объема производства и себестоимости единицы продукции сравнивать итоговые показатели фактической и плановой себестоимости товарной продукции нельзя. Необходимо рассчитать прямым методом показатель: плановая себестоимость (на фактический объем производства):
(19)
Этот показатель используется как для сравнения, так и для факторного анализа. После того, как рассчитан этот показатель, можно проводить сравнение с фактической себестоимостью, рассчитывая темпы роста (прироста) себестоимости.
В таблице13 приведен пример расчета сопоставимого показателя.
Таблица 13 – Приведение объемного фактора в сопоставимый вид
| Продукция | , руб.
| , шт.
| , тыс.р.
| ||
| план | факт | по
| по
| ||
| 5 = 2*4 | 6 = 3*4 | ||||
| А | 521,16 | 533,28 | |||
| Б | |||||
| В | 480,182 | 466,059 | |||
| Г | 683,54 | 709,83 | |||
| Итого | х | х | х | 1915,882 | 1929,169 |
Темп прироста себестоимости, % =
*100% = 0,7%
2. Несоответствие стоимостного фактора (расчет производится прямым методом).
В случае, если по сравниваемым периодам или по факту относительно плана изменяются цены, то объемы производства (продаж или товарооборот) за отчетный период (или по факту) должны пересчитываться в цены базисного периода (или плановые). Цены, по которым пересчитывается объемный показатель, называются сопоставимыми.
(20)
После перерасчета в сопоставимые цены сравнивают фактические объемные показатели по фактическим ценам с фактическим объемным показателем в сопоставимых ценах.
Таблица 14 – Приведение стоимостного показателя в сопоставимый вид
| Продукция | план | факт |
| ||||
, шт
| Ц, руб. |
| , шт
| Ц, руб. |
| ||
| 4 = 2*3 | 7 = 5*6 | 8 = 5*3 | |||||
| А |
Окончание таблицы 14
| Б | |||||||
| Итого: | х | х | х | х |
Темп прироста объема выпуска продукции, % =
*100% = -0,39% (если условие сопоставимости вариантов не выполняется).
Темп прироста объема выпуска продукции, % =
*100% = -3,77% (если условие сопоставимости вариантов выполняется).
3. Несоответствие стоимостного фактора (расчет производится косвенным методом).
Используется как условие применения трендового сравнительного анализа. Этапы расчета следующие:
- выбор периода базы сравнения (обычно первый год в тренде);
- определение индекса цен;
- пересчет стоимостного показателя в цены базисного года:
, (21)
где
– объем производства продукции в текущих ценах соответствующего i-го года;
- объем производства продукции соответствующего i-го года в ценах базисного года;
- индекс цен соответствующего i-го года.
- расчет базисных и цепных темпов роста, прироста показателя.
Пример корректировки косвенным методом для использования трендового сравнительного анализа представлен в таблице 15.
Таблица 15 - Корректировка объемного показателя косвенным методом для использования трендового сравнительного анализа
| Годы | , тыс.р.
|
| ,
тыс.р.
| Темп роста (базисный),% | Темп роста (цепной),% |
| 5998,58 | 1,0 | 5998,58 | |||
| 5988,68 | 1,14 | 5253,22 | 87,5 | 87,5 |
Окончание таблицы 15
| 6000,00 | 1,23 | 4878,04 | 81,3 | 92,8 | |
| 6200,35 | 1,25 | 4960,28 | 82,7 | 101,7 | |
| 6200,00 | 1,3 | 4769,23 | 79,5 | ||
| 6236,63 | 1,32 | 4724,72 | 78,6 |
4. Несоответствие структурного фактора (расчет производится прямым методом).
В случае, если по сравниваемым периодам или по факту относительно плана изменяется структура исследуемого показателя, то необходим пересчет исследуемого показателя по базисной структуре для использования в анализе метода сравнения.
Пример.
- фактический объем производства (по фактической структуре и плановым ценам)
(22)
- фактический объем производства (по плановой структуре и плановым ценам)
(23)
где
– фактический удельный вес каждого вида продукции по ассортиментным группам;
- плановый удельный вес каждого вида продукции по ассортиментным группам;
- суммарный объем производства продукции по соответствующим (i) ассортиментным группам, нат.выр.
Показатель, рассчитанный по ф.23, используется как для сравнения, так и для факторного анализа. После того, как рассчитан этот показатель, можно проводить сравнение с плановым показателем, представленным по плановой структуре и плановым ценам.
Данная методика может использоваться только в случае, если исследуемый показатель однороден и можно суммировать итог (допустим, если речь идет об ассортиментных видах продукции, а не о номенклатурных группах).
Таблица 16 – Пример пересчета объемного показателя по структуре
| Продукция |
,
руб.
| , тыс.усл.шт.
| Уд.вес,
,%
| Уд.вес,
,%
| , тыс.р.
| |||
| план | факт | план при
| факт при
| факт при
| ||||
| 7 = 2*3 | 8 = 4 (итог)*2*5 | 9 = 2*4 | ||||||
| Кирпич рядовой М-150 | 11,3 | 11,2 | 6581,32 | 6531,16 | ||||
| Кирпич рядовой М-125 | 31,8 | 31,9 | 17415,15 | 17483,13 | ||||
| Кирпич рядовой М-100 | 28,2 | 26,8 | 14340,51 | 13639,27 | ||||
| Кирпич нестандартный М-75 | 0,23 | 0,45 | 113,96 | 221,73 | ||||
| Кирпич нестандартный | 0,08 | 0,05 | 27,82 | 16,8 | ||||
| Кирпич лицевой | 28,2 | 29,5 | 16693,95 | |||||
| Итого: | х | 54412,76 | 54586,04 |
Темп прироста объема выпуска продукции, % =
*100% = 2,56% (если условие сопоставимости вариантов по структуре не выполняется).
Темп прироста объема выпуска продукции, % =
*100% = 2,23% (если условие сопоставимости вариантов по структуре выполняется).
(9)
(10)
(11)
*100% (12)
=
(13)
(14)
=
∙100% (15)
=
, руб.
, шт.
, тыс.р.
, шт
,
руб.
, тыс.усл.шт.
, тыс.р.






