Коммуникация

Технократическая теория коммуникации разработана Клодом Шенонном на основе обобщения опыта телефонной, телеграфной и радиосвязи. Она дополнена Норбертом Винером идеей обратной связи.

По технократической теории коммуникация является процессом обмена информации. Эта теория получила распространение в менеджменте и поддерживается многими авторами.

Гуманитарная теория коммуникации определяет коммуникацию как процесс

1. Передачи информации

2. Обмена информации

3. Противопоставления информации

4. Совершенствования информации

Гуманитарная теория построена на учете изменения содержания сознания, которое происходит в коммуникационных явлениях.

ИНФОРМАЦИЯ - это содержание авторского представления, зафиксированное каким-либо образом с помощью материального носителя.

Лекция 22.10.2014

Коммуникация это:

1. Передача информации

2. Обмен информацией

3. Противопоставление информации

4. Совершенствование информации

При изучении коммуникационных явлений обязательно нужно учитывать изменения содержания сознания, т.к. информация – это авторские представления, зафиксированные определенным образом и даже при передаче информации используется материальный носитель или посредник. При этом развитие коммуникационных процессов порождает совершенствование посредников, их развитие, усложнение для передачи всего многообразия накопленного в цивилизации информации. Гуманитарная теория коммуникации построена на идее Гегеля о развитии знания. "Знания развиваются по формуле:

Тезис — контртезис

\ /

синтертезис

Тезис рождает контр тезис - опровержение своего содержания, объединение контр тезиса в синтетическом тезисе дает новое интегральное знание.

Схема сложной коммуникации


Автор, с помощью текста передает содержание своего представления понимающему, который с начала на основании авторского текста представления строит случайным образом, т.е. естественным для него и должен быть особый рефлексивно организованный процесс допонимания, чтобы понимающий построил обискусствленное представление тождественное авторскому. При этом, передача информации завершается, однако понимающий однозначно поняв автора может быть с ним не согласен. В этом случае он перемещается в позицию критика и на основе авторского представления, развивая его, строит свое, критическое содержание передает автору в виде контр тезиса. Если автор соглашается с критической версией, то происходит обмен информацией и коммуникация завершается. Однако автор может отстаивать свою точку зрения - в этом случае происходит противопоставление информации. Авторские и критическое версии сталкиваются в дискуссии. Для снятия противопоставленности необходимо обращенность к арбитру, который обобщая авторскую и критическую версии строит свое интегральное, более обобщенное или абстрактное представление, в котором показывает границы истинности авторской и критической версии, с помощью чего снимает противопоставленность автора и критика.

Особенность арбитражной позиции заключается в том, что ее можно занять только сделав обобщение авторской критической позиции. Это наиболее сложная в интеллектуальной позиции коммуникация. Арбитр делает информацию более обоснованной, а значит, более совершенной. Он как бы поднимается в более абстрактный слой. Арбитром становится тот, кто сумел показать границы истинности.

Чтобы коммуникация работала как механизм обязательно должен быть организатор, кто проводит контроль, рефлексию и при необходимости корректирует.

Каждый слой коммуникации содержит коммуникацию предыдущего слоя каждый раз усложняясь... Арбитр поднимаясь над автором и критиком действует по отношении к ним действует в некотором критическом залоге являясь как бы критиком.

Коммуникация, появляясь в процессах социализации облегчаясь понимание оппонента развивается и совершенствуется вместе с процессами социализации, становясь сервисом социальных процессов. Усложнение социальных процессов требует более сложных процессов коммуникации, построение и более сложных представлений, и неизбежно появление особого инструмента, который облегчает арбитражную функцию. Таким образом появляется язык и на его основе появляются профессиональные языки, в том числе и язык менеджмента.

Лекция 29.10.2014


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: