Демократия и отсутствие идей

Проблема бюрократии переплетается с не менее кардинальной проблемой социализма: как создать теорию социальных преобразований, которая смогла бы заменить марксизм? В марксизме была сформулирована идея пролетариата как господствующего класса. Освобождая себя, он освобождает человечество в целом, поскольку единичный интерес пролетариата совпадает со всеобщими интересами. Однако история XX в. не подтвердила это пророчество. Классы разделились на множество слоев и групп. Поэтому понятие классового сознания утратило эвристический и политический потенциал.

Социальным основанием современного капитализма является множество атомизированных социальных групп. Они неспособны к объединению и успешному действию. Промышленный рабочий класс уменьшился по сравнению с началом XX в. Правда, автоматизация привела к появлению новой армии низкооплачиваемых служащих, социальное положение которых во многих случаях хуже положения промышленных рабочих. Понятие среднего класса тоже потеряло эвристический потенциал и не соответствует реальности рубежа XX—XXI вв. Многочисленный слой домашних слуг вообще исчез с социальной сцены. При таких обстоятельствах


крайне сложно судить, какая социальная группа является потенциальным базисом социальных преобразований и радикальных политических действий (см.: 45).

Политические партии заменили понятие пролетариата как носителя социализма. Социалистические партии стремятся найти союзников среди новых социальных движений — экологических, феминистских, этнических, региональных и т.д. Однако эти движения обладают своими целями и независимой динамикой. Во многих странах новые социальные движения постепенно заменяют социализм. Такая ситуация связана с рядом проблем и опасностей.

Безусловно, социалистические партии могут взаимодействовать с новыми движениями. Речь идет о совокупной критике капитализма и стремлении решить неотложные социальные проблемы, которые образуют главный предмет деятельности указанных движений. Однако надо учитывать, что любые союзы с ними не могут идти ни в какое сравнение с силой защитников существующей системы. Разочарование в капитализме стало повсеместным. И оно может способствовать победе партий, в названии которых содержится термин

«социалистическая». Но приход к власти втягивает их в обычную политическую конкуренцию. Тем самым партии вынуждены проводить партикуляристскую и оппортунистическую политику, которая может привести к полному отказу от социалистических целей. Если социализм соглашается с принципами демократии, то перед ним возникает крайне трудная задача — как обеспечить радикальные социальные преобразования поддержкой большинства общества?

В теории социализма нет ответа на этот вопрос. Сегодня большинство социальных движений и политических партий выступают в поддержку демократического плюрализма. Он стал банальной мудростью политической теории и практики. Социализм расширяет понятие демократии на сферу экономических и социальных прав. Тем самым каждый гражданин обеспечивается большими полномочиями по сравнению с либерализмом. Однако стремление к равенству не обя-


зательно ведет к развитию демократии. Невозможно утверждать, что общественное мнение в какой-либо современной стране смогло полностью освободиться от тирании и апатии. Хотя критическое отношение к данным свойствам общественного мнения характерно уже для классиков либерализма, эта критика остается по-прежнему актуальной.

Для решения данной проблемы в современной теории демократии разработана концепция ответственного гражданства. Она фиксирует не столько государственную принадлежность индивидов, сколько стремление большинства населения к широкому участию в подготовке, принятии и осуществлении политических решений. А именно к этому стремится социализм. Кроме того, ответственное гражданство означает способность населения противостоять любой манипуляции со стороны властно- управленческих структур государства. Эта способность связана с решительными политическими действиями, включающими все методы сопротивления. Гражданское сопротивление — это способность населения любой страны противостоять властно-политическим технологиям, включающим все методы насилия и манипуляции (см.: 46, 81—113).

И хотя социализм нуждается в ответственном гражданстве, его еще нет ни в одной стране мира. Большинство пока руководствуется мотивами потребления и удовольствия, из которых вытекает социальная и политическая апатия. Понятие ответственного гражданина не имеет ничего общего с либеральной концепцией холодного и расчетливого индивида. Ответственный гражданин обладает социальными и политическими идеалами. И потому серьезно относится к политике. Отсюда вытекает социалистическое требование реформы СМИ и всей системы образования. Данные институты пока не в состоянии обеспечить выявление разнородных мнений относительно всех событий и проблем социальной действительности. Требуются более широкая и полная информация и трактовка данных проблем.


Не исключено, что перспективы социалистического преобразования общества связаны с «понимающей» теорией политических изменений. Она сформулирована У. Коннолли и определяет общество как «... пористое множество взаимных институциональных зависимостей, участники которых сохраняют определенную способность к рефлексии» (47, 43). Такое общество базируется на мощном фундаменте: сужении всех политических дебатов до незначительного множества шансов и ожиданий индивидов; стремлении большинства людей к одобрению со стороны других индивидов, без которого невозможна жизнь в данном обществе. Отсюда не следует абсолютный структурный детерминизм, поскольку большинство индивидов сохраняет способность к постепенному осознанию разрыва между идеологией существующей системы и их непосредственным жизненным опытом.

Данная концепция может быть отнесена как к ленинско-сталинскому варианту социализма, так и к капитализму. Я имею в виду факт стихийного распада СССР и других стран «восточного блока», поскольку разрыв между официальной идеологией и действительным жизненным опытом людей в них достиг критической точки. Но тот же самый диссонанс можно зафиксировать между рыночной теорией и реальным капитализмом. Если экстраполировать эту тенденцию в будущее, нельзя исключать перспективу стихийного распада капитализма.

Конечно, политические системы либеральных демократий намного более изощрены в искусстве выживания. В них вмонтировано множество клапанов безопасности в виде свободного общественного мнения и политического выбора. Однако эти механизмы все более ослабляются по причине всеобщей апатии. В результате политический выбор постоянно ограничивается и сужается. И.Шумпетер в период между первой и второй мировыми войнами высказал мнение: капитализм рухнет по причине отсутствия доверия и легитимности. Начиная с 1960- х гг. падение доверия к власти и кризис легитимности власти стали общей тенденцией всех высоко-


развитых стран Запада. Сегодня та же самая тенденция развивается в России (см.: 48). Так что предсказание Шумпете-ра постепенно обретает социологическую и политическую конкретность и репрезентативность.

Современный социализм вынужден отбросить как исторический и структурный детерминизм различных версий марксизма, так и психологизм либерального индивидуализма. В обоих случаях акт выбора отрывается от его социального контекста. Социализм оказывается в такой ситуации, при которой он вынужден собирать под свои знамена всех «униженных и оскорбленных» существующим порядком. Его политический потенциал уже не может определяться интересами пролетариата, сходящего с исторической сцены:

«Прежде социализм был идеей, занимающейся поиском электората. Сегодня он стал электоратом, который ведет поиск идей» (49, 115—116).

Но в состоянии ли социализм предложить какую-либо вдохновляющую идею для потенциального электората? Кое-какие клочки и обрывки есть, но даже их интеграция вызывает множество трудностей. При таких обстоятельствах крайне трудно найти последовательных сторонников. Социальная апатия и разочарование в политике стали универсальным явлением современного мира. Перед социализмом возникает проблема противодействия данной тенденции. Надо переубедить большинство населения. И доказать, что социалистические партии и лидеры смогут осуществить кардинальные социальные преобразования без политического хаоса, коррупции и бюрократизации власти. До сих пор этого не удалось сделать никому.

Следовательно, перед социализмом стоит задача такого преобразования политики, при которой она станет средством преобразования условий и улучшения жизни громадных масс населения. Пока в общественном сознании господствуют либерально-бюрократические представления о политике. Действительно, до сих пор политический театр является полем игры конкурирующих интересов и самодовлеющих индиви-


дов и учреждений. Чтобы сломать такое положение вещей, социализм должен сделать акцент на выработку и укрепление моральных оснований гражданского сопротивления и ответственного грамсданства. Апелляция только к материальным интересам потенциальных сторонников ни к чему новому не приведет.

Сегодня общество состоит из более или менее рациональных эгоистов. Они преследуют только свои собственные интересы в экономике и политике.

«Следовательно, общество по-прежнему движется по наклонной плоскости. Поэтому социализм мечется внутри мира искалеченных и увечных индивидов. Социализм полагает, что чувство братства является основанием достойного общества. Однако его призывы ограничиваются отдельными группами. На гражданском и политическом уровнях они почти незаметны. Попытки расширить понятия «общности» и «братства» на сферу политики столкнулись с таким числом преград, что привели к временному крушению социалистических идеалов. Но в настоящее время социализм может использовать чувства страха, тревоги и беспокойства. Все большее число людей движимы такими чувствами, поскольку они наблюдают упадок общих ценностей в современном мире под влиянием экономического индивидуализма» (50, 18).

Социалисты должны также доказать свою способность к практическому созданию новых политических институтов, которые могут успешно реализовать социалистические цели. Эта проблема не менее сложна. С одной стороны, необходимо расширять сферу демократии до самых широких пределов. С другой стороны, надо создавать новые политические институты для надзора за действием рыночных механизмов. Между данными направлениями деятельности на протяжении последнего столетия развивался конфликт. Поэтому всякие попытки осуществить социалистические преобразования вызовут целый комплекс страхов, связанных с использованием государственной власти. Ведь с помощью политики можно формировать и менять социальную струк-


туру. Любые действия такого рода связаны с политическим риском, если даже они осуществляются с самыми благородными целями. Единственное, что можно утверждать с полной определенностью, — создание политических институтов на основе рыночной системы себя исчерпало.

Конечно, никому не возбраняется сохранять веру в неограниченные возможности человеческой природы и разума. Но любые утопические надежды, связанные с этой верой, можно отбросить без всякого сожаления. Любой шаг в направлении социализма должен способствовать укреплению социальных принципов сотрудничества и взаимопонимания. Но все сделанные до сих пор шаги к этому не привели. В прежние времена социализм был пророком пролетарской революции. Сегодня он становится предпосылкой нового понимания демократии и социальности. Для усиления данной посылки требуется исключить всякий экономический, политический и идеологический оппортунизм из процесса осуществления социалистических преобразований. В этих целях нужна выработка общезначимых моральных аргументов в пользу социализма. Всякие попытки отложить в сторону решение этой задачи будут воспроизводить множество проблем, часть которых описана в этой главе.

Таким образом, у социализма нет раз и навсегда установленных целей. Всякая цель и любое практическое действие в направлении прогресса надо сопоставлять с фундаментальными принципами общечеловеческой морали. Следует похоронить все попытки отождествления социализма с тем строем, который существовал в России с 1917 г., а в других странах — после ее победы во второй мировой войне. То же самое можно сказать о стремлении легитимировать это прошлое за счет извлечения из белогвардейского


сундука геополитических концепций типа «евразийства». Они просто пренебрегают анализом реальных проблем и транслируют излишний оптимизм в новые обстоятельства.

Социализм нуждается в выдвижении множества проектов будущего общества. А также в еще большем числе интерпретаций конечных целей общества. Ведь большинство людей убеждены, что они могут формировать свою общую судьбу. Пока это убеждение не рухнуло, у социализма остается почва для вербовки новых сторонников в свои ряды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: